статья Открыт новый класс комет - вероятных поставщиков земной воды

Максим Борисов, 24.03.2006
Новая комета помечена синей стрелкой. Фото Gemini Observatory с сайта Universe Today

Три ледяные кометы, обитающие среди каменных астероидов в Главном (основном) астероидном поясе Солнечной системы (расположенном между орбитами Марса и Юпитера), могут содержать ключи к происхождению земных океанов.

Эта новая группа комет, недавно обнаруженная аспирантом Гавайского университета (University of Hawaii) Генри Се (Henry Hsieh) и профессором вышеозначенного университета известным астрономом Дэвидом Джюиттом (David Jewitt), получила название "кометы основного пояса" ("main-belt comets"). Эти изрядно "выпаренные" кометы обладают орбитами, подобными астероидным (почти круговыми и сравнительно близкими к Солнцу), и формировались они скорее всего в условиях относительно теплой внутренней зоны Солнечной системы (в пределах орбиты Юпитера), а вовсе не в холодных внешних районах за пределами орбиты Нептуна, как подавляющее большинство остальных известных ученым комет (пояс Койпера и облако Оорта).

Кометы - это своего рода "недопереваренные остатки" протопланетного газопылевого облака, из которого когда-то (приблизительно 4,5 миллиарда лет назад) формировалась Солнечная система. Они состоят в основном изо льда, пыли и замерзших газов, поэтому по составу часто характеризуются как "грязные снежки". Когда кометы, имеющие очень вытянутые орбиты, приближаются к Солнцу, их вещество частично испаряется, образуя характерные хвосты из газа и пыли.

Само наличие комет нового типа позволяет предположить, что между астероидами и кометами существуют гораздо более близкие взаимосвязи, чем считалось ранее. Также определенную поддержку получают теории, согласно которым ледяные объекты Главного пояса астероидов могут являться главным источником нашей земной воды. Исследование на эту тему опубликовано 23 марта в электронном издании Science Express и появится в журнале Science в апреле.

Критически важные наблюдения были сделаны 26 ноября 2005 года с помощью 8-метрового телескопа Gemini North ("Северный Близнец"), что установлен на вершине потухшего гавайского вулкана Мауна-Кеа. Се и Джюитт выяснили, что объект, ранее обозначавшийся как Астероид номер 118401, исторгает пыль подобно комете. И вместе с загадочной (и считавшейся уникальной) кометой 133P/Elst-Pizarro (то есть объектом Элста-Пизарро, названным так по именам двух его исследователей), что была обнаружена десять лет назад (но все еще плохо изучена), и еще одной кометой P/2005 U1, выявленной месяцем ранее (в октябре 2005 г.) в ходе реализации аризонского проекта Spacewatch ("Космические часы" - система телескопов на вершине Китт Пик, предназначенная для наблюдений за небольшими околоземными астероидами), "астероид" 118401 был причислен к новому кометному классу.

Земля, как теперь считается, когда-то сформировалась как горячая и сухая планета, а водой она обзавелась только после того, как в достаточной степени охладилась. Очевидно, что возможными кандидатами-поставщиками этой самой воды в первую очередь нужно назвать кометы или астероиды, однако недавние исследования показали, что изотопный состав кометной воды значительно отличается от воды океанской, которая обнаруживается на Земле в наше время.

"Кометы основного астероидного пояса [в силу их близости к нам] - потенциальный источник земной воды, - говорит Се. - Однако необходимы более детальные исследования прежде, чем мы сможем утверждать это наверняка". И такие объекты потенциально могли бы исчисляться десятками тысяч...

Научная группа планирует теперь более полно изучить характеристики новых комет-водовозов и отыскать дополнительных представителей этого исчезающего класса. И возможно в будущем космические корабли смогут даже посетить такие кометы и на месте проанализировать состав их льда с тем, чтобы выяснить, могли ли подобные объекты занести воду на Землю.

New class of comets may be the source of Earth's water - UH News