новость Наш мир согрели метаногены

23.03.2006
Фото с сайта www.sciam.com

Микроорганизмы, способные производить метан из углекислого газа и водорода (CO2 + H2 = CH4 + H2O + энергия), появились на Земле, вероятно, на 700 миллионов лет раньше, чем указывают современные теории. Именно "метаногены" ("methanogens"), возможно, и были ответственны за изменение климатических условий на юной Земле, так как они спровоцировали тот самый парниковый эффект, с которым ныне безуспешно борются земные экологи. В те времена разогрев земной атмосферы был жизненно необходим, он позволил предотвратить переохлаждение, грозящее задушить первые хрупкие ростки жизни на Земле (ведь Солнце в ту эпоху "жарило" лишь на 80% от его нынешней мощности). Именно эти создания, что в принципе способны жить хоть на Юпитере, будь там подходящая температура, помогли нашему миру согреться и тем самым запустили эволюционные процессы развития других живых организмов.

Обычно говорят о трех основных источниках земного метана: термическом разложении органического материала, небиологических реакциях простых неорганических составов и, наконец, метаболической активности метанообразующих (метаногенных) микроорганизмов. Каждый из таких источников (к счастью для науки) оставляет свою индивидуальную углеродную изотопную "подпись"-сигнатуру (то есть характеризуется разным набором изотопов углерода).

До сих пор не находили никаких геологических свидетельств жизнедеятельности метаногенов в условиях раннего архейского эона (первые 1,5 миллиарда лет из 4,5 миллиарда лет земной истории, ранний докембрий). Однако теперь группе исследователей, возглавляемой японским геологом Юихиро Уено (Yuichiro Ueno) из Токийского технологического института в Иокогаме, удалось обнаружить 3,46-миллиардолетние образцы минералов, характеризуемые недостатком изотопа углерода-13, что свойственно также и метану, произведенному современными метаногенными бактериями (Nature (vol 440, p 516)). Эта группа ученых занималась изучением так называемых гидротермальных барьеров в Пилбарском кратоне (Pilbara craton) в Западной Австралии - то есть пластин из осадочных материалов, внедрившихся в каменные породы благодаря потокам гидротермальной воды.

Пилбарские структуры представляют собой дошедшие до нас с древнейших времен стабильные остатки архейских континентов, что именуются кратонами (craton). Образцы, содержащие "маркировочный" углерод, сохранились в крошечных пузырьках жидкости, пойманной в ловушки внутри минералов.

Methane-making microbes appeared early on Earth - New Scientist