новость Тектонические разломы Дионы

01.02.2006

Диона. Псевдоцветное изображение NASA/JPL/Space Science Institute с сайта saturn.jpl.nasa.gov

Это псевдоцветное изображение спутника Сатурна Дионы (на фото - собственно "ведущее" полушарие луны, всегда обращенной одной своей стороной к планете-гиганту) интересно прежде всего тем, что на нем можно ясно разглядеть обширные тектонические разломы, доказывающие, что Диона когда-то в прошлом была геологически активным небесным телом.

Поперечник Дионы составляет 700 миль (или 1126 километров). Ее север находится в верхней части снимка, диск при этом повернут на 20 градусов вправо.

Чтобы получить такую картинку, отображающую всю информацию, доступную в ультрафиолетовом, инфракрасном диапазонах и в видимом свете (зеленые лучи), пришлось объединить в одном кадре довольно "унылые" одноцветные снимки. Все снимки, легшие в основу этого составного изображения, были сделаны с помощью узкоугольной камеры (и различных фильтров) космического корабля "Кассини" (Cassini) 24 декабря 2005 года с расстояния приблизительно 151 тысяча километров. Угол между космическим аппаратом, Дионой и Солнцем составил при этом 99 градусов. Разрешение - 896 метров на пиксель.

Происхождение получившихся таким образом "цветных" особенностей еще не до конца ясно, однако предполагается, что все это может быть вызвано небольшими вариациями в химическом составе поверхностного слоя или размерах зерен, составляющих смерзшийся лунный грунт.

Внешняя сглаженность ландшафтов Дионы, наблюдаемой издалека, входит в противоречие с истинной природой ее поверхности. На ледяных пустынях этой луны фактически царят сложные системы, состоящие из множества поколений молодых в геологическом смысле, весьма отчетливых и вместе с тем очень прихотливо переплетенных разломов, к тому же лед пробит во многих местах метеоритными кратерами. Большинство наблюдаемых кратеров имеет ясно выраженные стенки и отложения темноватого материала в своей глубине.

Диона - это четвертый по величине из так называемых "классических" спутников Сатурна, известных еще в докосмическую эру, она была открыта астрономом Джованни Кассини в 1684 году. Несмотря на то, что этот спутник состоит в основном из водяного льда, он имеет аномально высокую для этого района Солнечной системы плотность (1,4 г/см3). Исходя из этого, специалисты предполагают, что внутри Дионы содержится большое количество каменного материала. Температура поверхности Дионы очень близка к температуре на Титане и составляет минус 186 градусов по Цельсию. Однако, в отличие от Титана, Диона лишена атмосферы.

Расстояние от Дионы до Сатурна составляет 377 400 километров. Диона облетает по орбите Сатурн каждые 2,73 дня, что одновременно является периодом ее вращения вокруг собственной оси, поскольку этот сатурнианский спутник подобно нашей Луне всегда обращен к своему "хозяину" одним и тем же боком. Нужно отметить, что за исключением Фебы все крупные спутники Сатурна находятся в таком же синхронном вращении, то есть постоянно обращены к Сатурну одной стороной.

Полет "Кассини" позволил подтвердить данные, согласно которым в прошлом этой луны встречались эпизоды так называемой криовулканической активности, обширного явления, захватывавшего целый ряд различных областей и выносившего на поверхность спутника криовулканические потоки. Считается, что эти эпизоды явились результатом приливно-отливных процессов разогрева, вызванных орбитальным взаимодействием с другим спутником Сатурна - Энцеладом. Так как по числу мелких кратеров, которые удалось рассмотреть на поверхности, Диона заметно опережает Энцелад, был сделан вывод, что поверхность Дионы старше.

Миссия "Кассини-Гюйгенс" - это совместный проект NASA, Европейского космического агентства (ESA) и Итальянского космического агентства. Управление аппаратом поручено Лаборатории реактивного движения (JPL, Пасадена).

Dione Has Her Faults (False Color) - NASA/JPL/Space Science Institute