статья "Кирпичики жизни" в протопланетном облаке

Максим Борисов, 26.12.2005

Так художник представляет себе протопланетную систему, формирующую планеты, похожие на Землю. Изображение NASA/JPL-Caltech

В протопланетном облаке солцеподобной звезды IRS 46 (в районе, соответствующем орбите нашей Земли, то есть удаленном примерно на 1 а.е. от светила) впервые удалось отыскать "кирпичики жизни" - некоторые важные органические соединения, необходимые для зарождения живых организмов. Речь идет о молекулах ацетилена и цианида водорода, являющихся предшественниками ДНК и белков.

Это свидетельство было получено с помощью космического инфракрасного телескопа NASA "Спитцер" (Spitzer Space Telescope), снимавшего инфракрасные спектрограммы ста очень молодых звезд в относительно близких к нам "звездных яслях" - огромном газопылевом облаке в созвездии Змееносца - на расстоянии в 375 световых лет от Земли.

Найденные газообразные вещества при объединении с водой могут формировать различные аминокислоты, которые, в свою очередь, входят в состав белков, а также одного из четырех химических оснований (аденина), что образуют ДНК.

Дистанция, на которой располагаются эти элементы (соответствующая нашей "обитаемой зоне"), также была выявлена с помощью спектральных данных - по температуре соответствующего инфракрасного излучения.

Открытие служит подтверждением широко распространенной теории, согласно которой многие молекулярные "стандартные ингредиенты жизни" присутствовали в Солнечной системе еще перед формированием планет, таким образом способствуя предварительному синтезу сложных органических молекул, положивших начало самой жизни (в ходе образования планет они могли разрушаться, но сохраняться, например, в составе комет, которым, следовательно, и прочат роль рассадников жизни).

Ранее в 2005 году "Спитцер" уже помог отыскать в космосе "подписи" более простых органических соединений, называемых полициклическими ароматическими углеводородами (polycyclic aromatic hydrocarbons), - оказалось, что они присутствовали в галактиках уже 10 миллиардов лет назад. Ацетилен и цианид водорода прежде обнаруживали в атмосферах наших газовых планет-гигантов Юпитера и Сатурна, а также в кометах. Наблюдения европейской космической инфракрасной обсерватории Infrared Space Observatory также показывали наличие подобных составов вблизи массивных звезд, но вот у солнцеподобных звезд, формирующих планетные системы, они обнаружены впервые.

Исследование будет опубликовано в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal - ApJ) в январе 2006 года.

Life's ingredients circle Sun-like star - New Scientist