статья Астрономы уловили пение с Альфы Центавра

Максим Борисов, 23.12.2005

Созвездие Центавра (Кентавра) и Южный Крест. Южный Крест - справа, Альфа Центавра - крайняя слева. Фото ESO (Hasselblad 2000 FC camera by Claus Madsen)

Астрономы из Дании, Австралии и США использовали один из четырех 8,2-метровых модулей (Kueyen) Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT) Южной европейской обсерватории (European Southern Observatory - ESO) на горе Паранал в Чили и Англо-австралийский телескоп (Anglo-Australian Telescope - AAT) в восточной Австралии (штат Новый Южный Уэльс) в качестве своеобразных "звездных стетоскопов", позволивших прослушать внутренний "грохот" одной из самых близких к нам звезд - Альфы Центавра B (4,3 светового года от Земли), которая очень похожа на наше собственное Солнце.

Ранее подобные исследования уже, конечно, проводились - как для Солнца (впервые такие "сейсмические" колебания были обнаружены в 1979 году), так и для других относительно близких звезд (например, беты Гидры, удаленной от нас на 24 световых года). Однако нынешние наблюдения для близкой звезды, проводимые с помощью сразу двух сильно разнесенных в пространстве телескопов, снабженных мощными спектрографами (UVES в случае VLT и UCLES у AAT) в одно и то же время, позволили добиться самых аккуратных измерений параметров звездных пульсаций. Данные чрезвычайно точны: погрешности не превышают 1,5 см/с (или 0,06 километра в час). В результате изученные пульсации поверхности светила позволяют делать выводы о плотности, температуре, химическом составе и скорости вращения внутренних слоев звезды - то есть получать информацию, недоступную другими способами.

Альфа Центавра представляет собой тройную звездную систему. Альфа Центавра B - это лишь один из ее компонентов, оранжевая звезда, немного легче и несколько холоднее, чем наше собственное светило.

Турбулентные движения ионизированного газа - плазмы - во внешних слоях звезды порождают низкочастотные звуковые волны, которые обегают вокруг ядра, создавая специфический "звон", который можно зарегистрировать. Поверхность звезды в результате всего этого испытывает небольшие пульсации - немногим больше десятка метров за четыре минуты (при том, что диаметр самой звезды - свыше миллиона километров). Астрономы могут изучить эти пульсации, измеряя связанные с ними совсем небольшие вариации длины световой волны.

В случае Альфы Центавра B удалось выявить в общей сложности 37 различных колебательных мод. Кроме всего прочего были измерены периоды жизни этих самых мод (здесь найдены явные параллели с нашим Солнцем), а также частоту и амплитуду каждой (то есть размах смещения звездной поверхности). Такие измерения представляют собой настоящий вызов современной технике; и действительно, звездная поверхность в этом случае смещается очень медленно, с поистине "черепашьей" скоростью в 9 сантиметров в секунду (или приблизительно 300 метров в час). Астрономы позаимствовали свою технику высокоточных измерений у охотников за экзопланетами, которые, как известно, также следят за небольшими изменениями в звездном свете, вызванными доплеровским эффектом от сдвига звезды, испытывающей гравитационные "рывки" от невидимых планет.

Результаты новых исследований приводятся в статье ("Solar-like oscillations in alpha Centauri B" by H. Kjeldsen et al.), опубликованной 20 декабря в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal - ApJ, статья также доступна на arXiv.org).

Allo, Allo? A Star is Ringing. VLT Helps Measuring Tortoise-like Motion - ESO Press Release