статья Электронным СМИ - положительный заряд

Владимир Темный, 20.10.2005
"Слава великому советскому народу!". Советский плакат

"Слава великому советскому народу!". Советский плакат

В четверг думцы обсудили, что может государство противопоставить "верховенству критерия рыночной рентабельности телевизионной продукции". Забегая вперед, скажу, что противопоставить решили верховенство "художественно-эстетических и культурно-просветительских критериев".

Участники слушаний изначально сошлись на том, что сегодня СМИ (на самом деле речь шла почти исключительно о телевидении) "стремятся развлекать, максимально атрофируя интеллектуальное и духовное начало личности, и информировать, концентрируясь на негативной информации". Выступавшие били тревогу: "произошла подмена главных персонажей российского телевидения – "героев труда" сменили "герои потребления" и антисоциальные персонажи". И это бы еще полбеды: еще страшнее, что телеэкраны заполонили "герои блуда", пропагандирующие "сомнительные удовольствия".

Телевидение, оказывается, сегодня не дает стране того, что ей необходимо как воздух: "положительных героев, на примерах которых должна учиться молодежь". Нужен позитив, "который бы консолидировал общество". А без позитива не стоит и браться за "важную составляющую работы СМИ" - информирование населения "о деятельности органов государственной власти".

Все эти закавыченные нами формулировки содержатся в рекомендациях парламентских слушаний "О законодательном регулировании распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в средствах массовой информации". Сами рекомендации вкратце таковы: подготовить и внести на рассмотрение Госдумы законопроекты "Об обеспечении прав гражданина РФ на честь и достоинство", "О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещаняи в РФ", "Об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера", "О регулировании оборота порнографических материалов и предметов", обеспечить широкое освещение реализации "Программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 годы", усилить контроль государства, создать систему экспертных учреждений и пр.

Закоперщиком мероприятия был комитет Госдумы по культуре во главе с Иосифом Кобзоном.

На Охотном ряду уже не однажды брались за внедрение нравственных идеалов в средства массовой информации. И всякий раз тема оказывалась законодателям невподым. Но хотя г-н Кобзон со товарищи поднимают проблему все в тех же выражениях и рекомендуют то же самое, что рекомендовали и до них, кое-какой успех предприятию гарантирован. Что до "засилия насилия" и "дурновкусия развлекательных программ", с ними скорее всего ничего не случится. А вот призыв гнать позитив наверняка будет услышан и поддержан. Тем более что телеканалы и так уже сообразили, что формировать в обществе позитивный взгляд на окружающую жизнь куда полезнее, чем негативный. И безопаснее тоже.

А чтобы эта простая мысль дошла и до самых непонятливых, участников слушаний ознакомили с аналитической разработкой Фонда перспективных исследований "Бастион", который по просьбе минобороновского телепроекта "Звезда" изучал на предмет патриотизма российские телеканалы.

Вывод мрачный: если не считать самой "Звезды", разномастное телевидение России патриотическим воспитанием населения не занимается. Первый канал, хоть и получил на реализацию первой патриотической программы (2001-2005 гг.) 3,8 млн казенных долларов, "патриотическую составляющую не усилил". Причина "в политической воле руководства и владельцев": что ждать от телекомпании, один из главных акционеров которой – Роман Абрамович.

НТВ, хоть и избавилось "от Киселева, Шендеровича, Парфенова и др., несколько смягчив откровенно прозападный имидж", но для дела патриотической пропаганды все еще не годится. "Канал необходимо выстраивать заново, - утверждает "Бастион", - но его нынешние владельцы – предприятия системы "Газпрома" – вряд ли на это пойдут".

ТВЦ – телеканал неплохой, но поскольку контролируется Лужковым, то и патриотизм там "не столько российский, сколько московский".

СТС и "Домашний" принадлежат "зарубежным акционерам и возглавляются известным своими либеральными прозападными взглядами Александром Роднянским", а потому "не могут быть базой патриотического воспитания".

Ну, а про Ren TV и говорить нечего. С 1 января 2006 года, когда начнет вещание, купивший пакет акций телеканала германский холдинг RTL Group, встанет "задача противодействия антипатриотическому влиянию такого канала", предупреждает "Бастион".

Более или менее получается с патриотизмом у Российского телевидения. Но тоже не очень. Например, дочерний телеканал ВГТРК "Культура" взял да и отказался приобретать у Центральной студии Минобороны передачу "Герои нашего времени". Факт вопиющий и госканал не красит.

Рекомендация после такого анализа напрашивается сама собой: контроль над патриотической пропагандой на российских телеканалах должна осуществлять наиболее поднаторевшая в деле патриотической пропаганды структура – Министерство обороны, а точнее, его Главное управление по воспитательной работе. Основным же инструментом по патриотической части целесообразно назначить ТК "Звезда" (ТК – не тяжелый крейсер, а телеканал). Ведь по данным очень информированного "Бастиона", это единственный телеканал в России, где "все 100% акций принадлежат российским организациям и учреждениям, и у иностранцев нет и не будет возможности получить здесь хотя бы миноритарный пакет".

Думцы, правда, в отношении Минобороны еще колеблются. И правильно делают. Кураторами той программы, которую они нынче так заинтересованно обсудили, помимо Минобороны должны быть как минимум еще МВД и ФСБ. Впрочем, в рекомендациях говорится о необходимости "создать систему экспертных учреждений по контролю за СМИ".

Владимир Темный, 20.10.2005


новость Новости по теме