статья Дознание умножает скорбь

Илья Мильштейн, 11.12.2006
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Литвиненко торговал полонием и отравился. Литвиненко передавал Невзлину документы по делу "ЮКОСа", и Невзлин отравил Литвиненко. Литвиненко шантажировал богатых русских лондонцев, и богатые русские лондонцы отравили Литвиненко.

Газета "Известия". Центральная, так сказать, пресса. Журналистские, не побоюсь этого слова, расследования.

Вообще, читая главные кремлевские газеты, приходишь к мысли, что дела у "наших" обстоят совсем скверно. То ли оперативники из Скотленд-Ярда уже взяли кремлевский след и энергично идут по этому следу, то ли еще что, но суверенная пресса просто доходит до ручки. Складывается впечатление, что коллеги по перу, отрабатывая свой нелегкий хлеб и сами того не желая, прямо издеваются над работодателями. Ну и над смертью. О читателях я уж не говорю. При чем тут читатели?

И все же: а что если вправду?.. Имею в виду, что если в обозримые сроки британские холмсы доложат Блэру о том, что нашли убийцу. Пока только Блэру, строго конфиденциально, в обстановке абсолютной секретности. Вот данные следствия, вот разведка доложила, а вот экспертные сведения насчет происхождения полония. Мол, так уж вышло, что нашего соотечественника мистера Литвиненко грохнул ваш приятель по "восьмерке". В крайнем случае, люди из его ближайшего окружения, причем до такой степени ближайшего, что он практически сливается с ним. Но это политика, не наше дело. Извините, если огорчили вас, господин премьер-министр.

Спрашивается: что делать несчастному Блэру? Что делать собирательному Западу, когда по своим каналам бедняга Тони известит их всех о результатах следствия - и простодушного Джорджа, и хитрую Ангелу, и говорливого Жака, и всех остальных? Да ведь и шила в мешке не утаишь, чай не Россия: надо делиться информацией с парламентом и подданными ее величества. Как быть?

Вопрос нешуточный. Геополитический. Безответный. Ненужный. О чем предупреждал еще один старый пессимист, отмечавший в авторском комментарии, что во многой мудрости много печали и кто умножает познания, умножает скорбь.

Начинать мировую войну и заканчивать историю человечества из-за Александра Литвиненко как-то несолидно. Начинать войну холодную жалко: столько сил, надежд и денег вложено в эту таинственную Россию, едва успели перевести дух после гибельных разборок с империей зла - и на тебе, опять портить отношения и высылать посольских. Вводить экономическую блокаду? А тут еще неизвестно, кто кого заблокирует, поскольку газа и нефти Путину должно хватить на двадцать сроков как минимум, а цены на это добро устанавливают не в Скотленд-Ярде, не в ЦРУ и даже не в Пентагоне. Правда, при Рейгане как-то удавалось опускать цены на нефть, огорчая товарища Черненко, но тогда не воевали в Ираке.

И утереться тоже нельзя. Открытое общество, свобода слова, общественное мнение. То да се.

Получается тупик.

Однако не будем увлекаться конспирологией - найдутся любители без нас. Не то чтобы неправдоподобен изложенный сюжет, скорее нереалистичен. Если следы и впрямь ведут в Кремль, то кто ж позволит Скотленд-Ярду разматывать клубок до зубчатой стены и допрашивать страшно сказать кого. Зато контригра проста, куда проще, чем измысливать для центральной газеты версии про Невзлина и богатых лондонских русских. Вон сколько полония уже раскидано по британской столице, даже на Гамбург осталось: ищите... А подозреваемые все как один больны либо впадают в кому после допроса. И как ни упорствуют их адвокаты, доказывая, что их клиенты более-менее здоровы, и как ни надрываются сами бывшие знакомцы Литвиненко, утверждая, что их подставили, - все впустую. Больны значит больны. Хотя, кстати, не исключено, что подставили. И не исключено, что больны.

Поэтому, наверное, будет иначе. Если в Лондоне проводилась спецоперация, как бы соответствующая свежеиспеченному Закону РФ о противодействии терроризму, то заказчиков не найдут никогда. Останутся лишь подозрения насчет Кремля, которые в течение некоторого времени будут отравлять отношения между Россией и Западом, но не более того. А в долговременной перспективе эти зловещие, но не подтвердившиеся подозрения естественным образом укрепят позиции российского руководства в диалоге с западными партнерами. Технология известная: это были не мы, - и подмигнуть с доброй улыбкой. Вы ж понимаете, как нам это невыгодно... Один подмигивает, семеро кивают и боятся. Называется - саммит.

И все-таки на месте коллег из центральной прессы и в особенности их кураторов я бы так не изощрялся в сочинении избыточных версий. Не надо бы так уж глумиться над покойным Литвиненко, принявшим столь мучительную смерть, что и убийце его не пожелаешь. Не нужно издеваться над смертью. Нехорошо, некрасиво.

Илья Мильштейн, 11.12.2006