новость Эксперты не нашли оскорбления религиозных символов в опере "Тангейзер"

10.03.2015
Сцена спектакля "Тангейзер" в постановке Тимофея Кулябина. Фото: afisha.ngs.ru

Сцена спектакля "Тангейзер" в постановке Тимофея Кулябина. Фото: afisha.ngs.ru

Эксперты-религиоведы не обнаружили осквернения религиозной символики в опере Вагнера "Тангейзер" в постановке режиссера Тимофея Кулябина. Как сообщает ТАСС, соответствующее экспертное заключение, подготовленное доцентами кафедр религиоведения МГУ и РГГУ Владимиром Винокуровым и Борисом Фаликовым, суд во вторник приобщил к материалам дела в отношении директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича.

"Мы столкнулись здесь с большим невежеством: как религиозным, так и эстетическим. Зритель отождествляет вымысел с реальностью, героя - с автором. Это ошибка. Принимать вымысел за реальность - это соблазн, искушение. И дело пастыря - избавлять от подобных искушений", - сказал, в частности, Фаликов.

"В постановке нет предметов религиозного почитания, богослужебной литературы. Эмблемы и знаки, представляющие мировоззренческую символику, в постановке есть, однако они не портятся и не уничтожаются", - зачитал адвокат защиты заключение Владимира Винокурова.

Административные дела по статье "Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики" были возбуждены в отношении Кулябина и Мездрича по жалобе митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Тихон заявил, что "Тангейзер" оскорбляет чувства верующих. Причем сам митрополит спектакль не смотрел, а оценку постановки дал со слов зрителей.

Помимо административного производства в отношении режиссера и директора театра может быть открыто уголовное дело. Следственный комитет проводит проверку по "антиэкстремистской" 282-й статье УК.

В защиту Кулябина и Мездрича выступили известные деятели культуры, в том числе Александр Сокуров, Галина Волчек, Марк Захаров, Константин Райкин, Сергей Женовач, Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Олег Табаков. В интернете идет сбор подписей под петицией в защиту Кулябина.

Марина Давыдова, театральный критик
Это не просто хороший, это удивительно зрелый спектакль. А третий акт - просто выдающийся... Он (Кулябин. - Ред.) поставил лучший свой спектакль и одного из лучших «Тангейзеров», по-моему.

В театральном мире вообще и российском театральном мире в частности есть довольно много пустых эпатажных работ, вокруг которых можно бесконечно вести споры о границах дозволенного в искусстве, об оправданности радикального жеста и т.д. Но «Тангейзер» провоцирует на размышления совершенно иного уровня. И в том, что завтра дурацкий и позорный суд будет вершиться именно над этим спектаклем, есть что-то, не побоюсь этого слова, провиденциальное. Там на кону не какая-то бессмысленная побрякушка лихого радикала, а глубокое и тонкое произведение искусства. Там искусство на кону.

Галина Волчек, художественный руководитель театра "Современник"
У художника не может не быть свободы творчества - это аксиома. И у зрителя должна быть свобода реагировать. Но диалог этот может проходить где угодно, но не в суде и не в рамках заведенного прокуратурой дела. Это тупиковый путь. И он отнюдь не ведет к взаимопониманию. Мне хочется верить, что здравый смысл победит. Общество не заинтересовано в возвращении цензуры, в какую бы форму ни была она облечена.
Марк Захаров, художественный руководитель театра "Ленком"
Было бы хорошо, если бы церковные деятели, которых сегодня одолевает цензурный зуд, пересмотрели нормы взаимоотношений одного земного учреждения с другими - отношения церкви с театром, кинематографом, выставочными залами и др. Хочу подчеркнуть, что вся история с обвинениями, выдвинутыми против оперы "Тангейзер" в постановке Кулябина, кажется мне не только абсурдной, но и вопиюще опасной.
Александр Сокуров. Фото с сайта rusf.ru
Александр Сокуров, кинорежиссер
В Новосибирске судят режиссера за постановку оперного спектакля. И мы понимаем, что это наступление против сложных людей, наступление против свободных людей, почувствовавших свободу и понявших, что Россия без этого чувства и состояния невозможна как мощная и уникальная страна. Нам эта свобода нужна. И пока будут такие сложные, непростые люди, мы будем живы и будем сильны.
Чулпан Хаматова, актриса
То, что происходит вокруг оперы «Тангейзер» и Тимофея Кулябина, можно назвать одним словом: культурная катастрофа. Мы должны это остановить. Нельзя ни оправдать, ни объяснять суд над режиссером, иначе это будет началом расцвета такого гремучего мракобесия, что повлечет за собой последствия катастрофические для всех режиссеров. Что это вообще значит? Не поняли спектакль - значит, не поняли; пришли домой, обсудили, обругали. Но при чем тут прокуратура, суд? Если режиссеры и актеры, работая над спектаклем, каждый раз будут оглядываться, оскорбили ли они чьи-то чувства, русский театр моментально потеряет свои позиции на мировой театральной сцене.
Олег Меньшиков, художественный руководитель Театра имени Ермоловой
Сам факт, что постановка оперы Вагнера становится объектом внимания правоохранительных органов, кажется мне чудовищным. Если предмет искусства становится поводом для судебного разбирательства, значит в государстве возрождается цензура. Надеюсь, что дискуссия о спектакле "Тангейзер" вернется в творческое русло, а дело в отношении автора спектакля и директора театра будет прекращено.

ДРУГИЕ ОТКЛИКИ

10.03.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме