статья Новый суд над Пичугиным: мнения

20.03.2006
Алексей Пичугин. Фото с сайта NEWSru.com

Алексей Пичугин. Фото с сайта NEWSru.com

Начинается новый процесс по делу бывшего сотрудника службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина, уже приговоренного к 20 годам заключения по сомнительным обвинениям. Новый суд будет проходить иначе, чем первый: открыто и без участия присяжных. Будет ли он столь же политизированным?

Алексей Кондауров, депутат Госдумы, бывший начальник аналитического управления "ЮКОСа":

Мне трудно судить о том, каким будет процесс, потому что я не знаю материалов дела. Преступление, в котором обвиняется Пичугин, совершено восемь лет назад. Тогда было проведено тщательное расследование по убийству Петухова, мэра Нефтеюганска, и никаких подозрений насчет Пичугина не было, а теперь его обвиняют в организации убийства. Все эти обвинения вызывают много вопросов.

Я склоняюсь к тому, что Пичугин правильно сделал, что отказался от суда присяжных. Во-первых, независимость суда присяжных относительная. А во-вторых, на суде с присяжными судья не несет полной ответственности за приговор. А дело Пичугина может быть сдерживающим моментом для судьи. Вся ответственность за приговор лежит на ней, и она должна вынести справедливое решение, тем более по такого рода тяжкому обвинению, когда человеку грозит пожизненное заключение, а некоторые даже говорят о большем. А открытый процесс я могу только приветствовать. Это говорит о том, что обвинение более уверено в своей доказательной базе, чем на первом процессе. Теперь у них не будет возможности скрыться за закрытостью.

Цель нового процесса - это Невзлин. Пичугин уже осужден на 20 лет, и теперь главная цель в том, чтобы добраться до Невзлина. Пичугин - только часть цепи, которая, по мнению следствия, может привести к Невзлину. С этой целью процесс и задумывался. Я же считаю и хочу это подчеркнуть еще раз: Невзлин не имеет никакого отношения к преступлениям, которые вменяются в вину Пичугину.

Лев Пономарев, исполнительный директор общероссийского движения "За права человека":

Нет сомнения, что судебное преследование Пичугина носит политический характер. Изучив подробно первый процесс, мы признали Алексея Пичугина политическим заключенным. Ни одного убедительного доказательства причастности Пичугина к подготовке убийства семьи Гориных представлено не было. Обвинение опиралось на показания заключенных, приговоренных к длительным срокам; такие люди могли дать какие угодно показания. Ждать от второго суда иного подхода не приходится.

Но зачем власти нужен второй процесс - ведь Пичугина уже осудили на 20 лет? Я полагаю, что это нужно для создания негативного фона для Ходорковского и Лебедева. Логика, видимо, такова: "Смотрите, Ходорковский якобы "белый и пушистый", но на самом деле это не так - Пичугин - убийца, а он был тесно связан с Ходорковским, а значит, и Ходорковский причастен к убийствам". Предъявить столь тяжкие обвинения Ходорковскому не удается, зато можно создать негативный фон. Кроме того, второй процесс нацелен на Леонида Невзлина. Переговоры с Израилем о выдаче его России постоянно идут, но Израиль отказывается выдать Невзлина. После второго суда мнение Израиля может измениться.

Наверняка суд увеличит срок Пичугину. И это жестоко, чудовищно. Ему уже дали 20 лет по недоказанным обвинениям, после второго суда добавят еще. К тому же Путин принципиально отказался использовать свое право помилования. Президент показывает таким образом звериный оскал власти.

Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности:

У меня такое странное ощущение, что мы вернулись в те времена, когда девизом государства были строчки из "Интернационала": разрушить до основанья, а затем... Второй процесс против Пичугина неслучайно совпадает по времени с принятием карательных мер против "Открытой России". Главное - добивание остатков. Неважно, кто и в чем виноват, а важно добить, уничтожить. Не нужно даже задумываться над тем, каким будет заключительный приговор. Даже гадать не надо.

Невозможно сейчас предсказать, как второй процесс по делу Алексея Пичугина отразится на участи Ходорковского, Лебедева, Невзлина. На первом процессе обвинение не выполнило главную задачу - Пичугин не "сдал" руководителей "ЮКОСа". Поэтому на втором процессе обвинение будет именно этого добиваться от подсудимого. Что получится - неизвестно.

Георгий Каганер, адвокат Пичугина:

Рассуждать о вероятных результатах судебного процесса слишком рано. Если я скажу, что дело закончится обвинительным приговором, то я брошу тень на судью, заранее обвиню ее в непрофессионализме. Сегодня начались предварительные слушания. Никаких процессуальных нарушений пока не было. Судебные заседания начнутся с 3 апреля, тогда станет понятно, как будет происходить процесс.

Алексей Владимирович отказался от суда присяжных и объяснил свое решение. Дело в том, что в 2004 году, когда шло знакомство обвиняемого с материалами дела, некоторые журналисты, а затем и старший следователь по делу публично говорили о виновности Пичугина, а информация об обвинениях была вывешена на сайте Генпрокуратуры. Таким образом, присяжные могли заранее ознакомиться с точкой зрения следствие и сформировать под этим воздействием свое отношение к делу. В такой ситуации защищаться бессмысленно. Поэтому мой подзащитный решил: пусть его судит единолично судья, пусть она разбирается в этом деле самостоятельно.

Заседания по делу Пичугина будут проходить в открытом режиме. Прокуратура полагает, что Пичугин виновен, а адвокаты говорят, что вина не доказана. Пусть общественность следит за процессом и сама делает вывод. Так или иначе, открытый процесс - это хорошо. Мы добивались того, чтобы и первый процесс был открытым.

20.03.2006


новость Новости по теме