статья Ввод в эксплуатацию

Олег Пшеничный, 24.08.2015
Ученицы ногинской школы для детей беженцев. Фото: miloserdie.ru

Ученицы ногинской школы для детей беженцев. Фото: miloserdie.ru

Сегодня утром в Ногинске преподаватели школы для детей сирийских беженцев вместо занятий грузили в машину школьное имущество: занятия внезапно прекращены, школа закрыта. Хозяйка помещения в частном жилом доме, где проводились занятия, показала детям и учителям на дверь.

Это случилось после того, как в субботу в дом на Рогожской улице, где располагалась школа, явились сотрудники местного УФМС с проверкой, вылившейся в настоящий обыск. Осматривали не только помещения и территорию вокруг дома, но проверяли и личные вещи, домашнюю мебель как хозяев дома, так и помещения школы.

Поводом для проверки были некие сведения о сирийском террористе, которому якобы удалось получить в этом же доме фальшивую регистрацию. Как сообщил "Граням" организатор этой школы, сирийский журналист и политический беженец Муиз Абу аль-Джадаиль, причина была надуманной: местным властям просто хотелось избавиться от самой школы.

Занятия начались в мае нынешнего года под эгидой центра адаптации и обучения детей беженцев комитета "Гражданское содействие", при содействии Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. В школе занимались около тридцати детей сирийцев, осевших в последние годы в Ногинске.

Директор центра адаптации Ольга Николаенко сообщила "Граням", что Муиз Абу аль-Джадаиль активно помогал своим соотечественникам в Московской области, оказывал им юридическую и другую помощь. Обнаружив, что в Ногинске много сирийских детей ничем не занимаются и просто бродят по улицам, Муиз создал неформальную группу занятий, сначала на арабском языке, после чего подключилось "Гражданское содействие", пригласив профессиональных преподавателей. "Мы создали интенсивный курс русского языка на лето, чтобы к сентябрю подготовить детей к поступлению в одну из ногинских общеобразовательных школ, - рассказала Николаенко. - Как известно, сейчас идет судебный процесс против Министерства образования, с тем чтобы российские школы принимали детей мигрантов и беженцев вне зависимости от наличия регистрации (заседание Верховного суда состоится 27 августа - Ред.). Мы рассчитываем победить, и хотели "подтянуть" детей по русскому языку. Но теперь хозяйку дома основательно напугали, вызывали на допрос, говорили, что ищут агента "Аль-Каиды". Занятия сорваны".

82065
Муиз Абу аль-Джадаиль с ученицами ногинской школы. Фото с личной ФБ-страницы

По словам Николаенко, ногинские власти сразу встретили идею школы в штыки. Когда в мае представители центра адаптации приехали в Ногинск, чтобы получить содействие в местном управлении образования, было устроено совещание, на котором глава местного УФМС Алла Артемова категорично заявила, что никаких помещений для такой школы предоставлено не будет, потому что по документам никаких сирийских детей в Ногинске нет и их судьба никого не волнует.

В то же время в соседнем Лосино-Петровском аналогичной школе детей мигрантов очень помогли: и нашли помещение, и обещали помочь с устройством детей в школу. В Ногинске пришлось действовать на свое усмотрение и заниматься в частном доме. "Детям очень нравилось - рассказывает преподаватель школы Елена Дроздова, - и нам многое удалось. Все-таки, с нуля за три месяца научить человека читать и писать по-русски - это большое дело. А вот теперь мы погрузили вещи в машину, что будет с школой - неизвестно, что будет с детьми - неизвестно, и после всего случившегося, захотят ли родители вообще отпускать детей на учебу - неизвестно".

82064
Ученицы ногинской школы для детей беженцев. Фото с ФБ-страницы Муиза Абу аль-Джадаиля

Муиз Абу аль-Джадаиль считает, что проблемы гораздо серьезнее, чем просто бюрократические проволочки. Чиновники совершенно не заинтересованы в адаптации беженцев, поскольку неустроенная община - хороший источник взяток. "Существует мафия полиции и УФМС, создавшая целую систему рабского труда и поборов. Об этом я в свое время опубликовал расследование "Рабство в России. Специальное досье "сирийских беженцев". На каждом этапе принятия решений коррупционная система получает с каждого человека десятки тысяч рублей. Например получить регистрацию - 20 000 рублей, для жены - еще 20 000 рублей, для детей - еще 20 000. За то, чтобы получить регистрацию, раньше брали 60-70 тыс, а после того, как Федеральная миграционная служба распорядилась предоставлять убежище автоматически, ставка снизилась до двадцати тысяч рублей. Но повысилась цена на получение убежища. В Москве создан специальный бизнес: встать на очередь - 15 тысяч, справка о рассмотрении от 3 до 15 тысяч, получить временное убежище - 40 тысяч. Без этого либо не получишь работы, либо будешь вынужден работать нелегально, что приводит к появлению целых рабских предприятий".

Сам Муиз Абу аль-Джадаиль в сентябре будет вынужден покинуть Россию, потому что взяток он не давал, и убежища в России не получил. А московский центр адаптации и обучения в июле был выселен из помещения.

Олег Пшеничный, 24.08.2015


в блоге Блоги