статья Кровавая фальшивка века

Борис Соколов, 10.09.2003
Испанское издание "Протоколов сионских мудрецов" "Тайное всемирное правительство, или еврейская программа порабощения мира". 193

Испанское издание "Протоколов сионских мудрецов" "Тайное всемирное правительство, или еврейская программа порабощения мира". 193

100 лет назад, 10 сентября 1903 года, в черносотенной газете "Знамя" началось печатание "Протоколов сионских мудрецов" (точное название – "Протоколы заседаний Всемирного союза франмасонов и сионских мудрецов"). Публикация завершилась 20 сентября и выходила под броским заголовком "Программа завоевания мира евреями".

В роли публикатора выступил черносотенный журналист, будущий депутат Думы Павел Крушеван. "Протоколы" были представлены как дословная запись 24 тайных бесед руководителей мирового еврейского заговора. Его цель – уничтожить все государства и на их обломках создать всемирную еврейскую империю во главе с потомком царя Давида. Главное орудие заговора – демократия, социализм и либерализм. Осуществление заговора началось с Великой французской революции, и с тех пор евреи стоят за всеми беспорядками в мире. Уже готово тайное еврейское правительство, но пока еще рано вводить его в дело. Нужна мировая война, чтобы дело Израиля восторжествовало. Пока же евреи стравливают народы, берут под свой контроль прессу и финансы, спаивают трудящихся, взвинчивают цены на продовольствие, распространяют инфекции, обостряют борьбу классов.

В будущем строго кастовом обществе на вершине будут евреи. Их товарищи масоны – важное орудие заговора. Но в новой империи масонам места не будет. Их или убьют, или вышлют в заморские колонии. А на всякий случай "мудрецы" собираются проложить во всех столицах мира сети подземных железных дорог и в том случае, если "гои" откроют еврейский заговор, одновременно взорвать все туннели и погубить человечество.

Текст знаменитой антисемитской фальшивки восходит к памфлету французского публициста Мориса Жоли, направленному против Наполеона III. Он был написан в 1864 году и назывался "Диалог в аду между Монтескье и Макиавелли". Разумеется, с евреями и сионизмом этот памфлет никак связан не был. Юдофобское же содержание "Протоколов" имело своим источником роман "Биарриц" (1868-1870) немецкого писателя Германа Гедше, писавшего под псевдонимом "сэр Джон Рэдклифф". Здесь в главе "Речь главного раввина" рассказывалось, что каждые сто лет иудейский Синедрион встречается на еврейском кладбище в Праге для обсуждения планов достижения евреями мирового господства.

Когда в 1897 году сионисты провели свой первый Всемирный конгресс в Базеле и начало набирать силу переселенческое движение в Палестину, как реакция на эти события возникла фальшивка, сработанная по заказу российского охранного отделения. В составлении текста "Протоколов" активное участие принимал находившийся в Париже заведующий заграничной агентурой Департамента полиции, а с 1905 года вице-директор Департамента полиции, действительный статский советник Петр Рачковский, который в полицейском досье характеризовался как "авантюрист и искатель приключений", "в интересах своей карьеры способный пойти даже на преступление", и имел опыт журналистской работы. Текст "Протоколов" выдавался публикаторами за перевод с французского, но, судя по всему, оригинал изначально был создан на русском языке. Новейшие исследования указывают на то, что автором (точнее, компилятором) текста был второстепенный русский журналист Матвей Головинский.

Польское издание «Протоколов», выпущенное во время оккупации Польши нацистами. Познань, 1943 год. Обложка книги с сайта www.hro.org/editions/karta/nr3031/jevich.htm "Протоколы" послужили основой для идейной консолидации на почве борьбы с "еврейским заговором" черносотенных организаций, главные из которых оформились через два года после их первой публикации. До 1917 года было еще три русских издания "Протоколов". Наиболее "авторитетным", своего рода академическим, стало комментированное издание 1905 года, подготовленное религиозным публицистом Сергеем Нилусом. Первый тираж этого издания печатался в придворной типографии в Царском Селе, второй – в типографии Троице-Сергиевой лавры. Очевидно, полицейские и придворные чины, равно как и православная церковь, опасались, что начавшееся сионистское движение, имевшее значительную финансовую подпитку, будет активно бороться за снятие правовых ограничений со своих соплеменников в Российской империи, и в качестве контрмеры запустили в прессу фальшивку о "еврейском заговоре" с целью достижения мирового господства (хотя Синедрион "Протоколов" с сионизмом прямо и не связывался). Сионистов легко было представить в глазах невзыскательной публики руководителями такого заговора. А содержащиеся в "Протоколах" "заповеди", согласно которым по отношению к "гоям" со стороны евреев оправдана любая подлость, должны были подогреть антисемитские настроения.

Но после того как в либеральной печати был точно обозначен литературный источник "Протоколов" (решающую роль здесь сыграла разоблачительная публикация 1921 года в лондонской The Times), настаивать на их подлинности рисковали лишь самые оголтелые антисемиты. Большинство же публицистов соответствующего направления повторяют тезис о "всемирном еврейском заговоре" без ссылки на "Протоколы", как нечто само собой разумеющееся, или же пытаются обойти скользкую тему. Вот, например, что пишет Сергей Кара-Мурза в изданной в прошлом году книге "Евреи, диссиденты, еврокоммунисты":

Взять хотя бы такой навязший в зубах вопрос, как смысл "Протоколов сионских мудрецов"... Ведь суть не в том, кто написал текст, речь же не о художественном произведении (которым "Протоколы" на самом деле являются, пусть и не самого высокого качества. – Б.С.). Спор идет о том, соответствует ли изложенное в тексте тому, что наблюдается сегодня в общественно-политической реальности.

Английский перевод «Протоколов». Лондон, 1978 г. Обложка книги с сайта www.hro.org/editions/karta/nr3031/jevich.htm Выходит, неважно, что "Протоколы" писали вовсе не евреи и не сионисты. Главное, что антисемитам угодно обвинить евреев в том, что "Протоколы" им приписывают. И ни у кого из сторонников подлинности "Протоколов", если не в текстологическом, то хотя бы в историческом отношении, даже не возникает вопрос: зачем же, если это действительно тайный заговор, столь подробно протоколировать все его этапы? Что-то я не знаю такого заговора, план которого заранее был бы изложен на нескольких десятках страниц.

Многие выдающиеся русские мыслители, к несчастью, не избегли идей, содержавшихся в "Протоколах". Так, Алексей Лосев в "Дополнениях к "Диалектике мифа" утверждал:

Феодализм – высшая ступень в развитии человечества, торжество Бога; феодализм падает под ударами сатаны, дальнейшая история есть история развертывания и оформления сатанинского духа. Ступени этого развертывания – капитализм, социализм, анархизм. Историческим носителем духа сатаны является еврейство. Марксизм и коммунизм есть наиболее полное выражение еврейского (сатанинского) духа. Последним этапом воплощения духа сатаны будет анархия, неизбежно вытекающая из социализма.

А о. Сергий Булгаков в работе "Гонения на Израиль", написанной в 1942 году в оккупированном немцами Париже, настаивал:

И самой таинственной стороной из судеб Израиля остается именно его единство. Благодаря ему вина одной лишь его части, его вождей, является судьбой для всего народа, и эта часть говорит от лица своего народа, призывая на себя проклятие христоубийства и христоборчества... Образ Израиля в этом состоянии является роковым и страшным... Отвергший Христа Израиль вооружается орудием князя мира сего, занимает его престол. Вся неодолимость стихии еврейства, его одаренность и сила, будучи направленными к земному владычеству, выражается в культе золотого тельца, ведомого ему изначально в качестве ветхозаветного искушения еще у подножия Синая. Власть денег, мамона являются всемирной властью еврейства.

Булгаков здесь забыл предостережение своего духовного учителя Владимира Соловьева, писавшего в работе "Еврейство и христианский вопрос":

Беда не в евреях и не в деньгах, а в господстве, всевластии денег, а это всевластие денег создано не евреями.

За границей "Протоколы" были впервые опубликованы в Германии в 1919 году и за короткое время разошлись тиражом 120 тысяч экземпляров. Давно замечено, что этот антисемитский шедевр всегда обретал особую популярность после пережитых страной потрясений, в которых кого-то надо было обвинить. Так было в России, пережившей революцию 1905 года, и в Германии, проигравшей Первую мировую войну. В Советском Союзе "Протоколы" были под запретом, а после его крушения обрели большую популярность (сомнительная честь их републикации в 1991 году принадлежит журналу "Кубань"). В них находят утешение "патриоты", тоскующие по советской империи.

Американский историк Уолтер Лакер назвал "Протоколы" "самым важным вкладом народов Восточной Европы в нацизм". После нападения на СССР в 1941 году гитлеровцы переиздали "Протоколы" на русском языке, вернув, так сказать, долг российским антисемитам. Издание открывалось цитатой из "Майн кампф":

Протоколы сионских мудрецов", столь ненавистные евреям, несравненным образом показывают, насколько все существование этого народа построено на непрерывной лжи. То, что многие евреи, может быть, делают бессознательно, здесь излагается с полным сознанием. В этом вся суть. Совершенно безразлично, в какой еврейской голове родились эти откровения. Важно то, что они с ужасающей точностью вскрывают сущность и деятельность еврейского народа в связи с его конечными целеустремлениями. Кто просмотрит исторические события последних 100 лет в свете этой книги, тому сразу станет понятно, почему еврейская пресса подняла такой гвалт. Ибо в день, когда эта книга станет достоянием народов, еврейская опасность может считаться преодоленной.

Обложка русского издания «Протоколов», вышедшего в 1992 г., с cайта www.hro.org/editions/karta/nr3031/jevich.htm Ныне же схемы "Протоколов" воспроизводятся в русской антисемитской публицистике и обыденном сознании как заговор главным образом или даже исключительно против России. Несложные тезисы о власти еврейского финансового капитала и контроле евреев над прессой разделяют едва ли не все приверженцы "русской идеи", восходящей к религиозной философии начала XX века - к тем же Лосеву и Булгакову, а также к Розанову и Флоренскому. Их повторяли и повторяют идеологи таких разных направлений, как Игорь Шафаревич и Александр Дугин, Сергей Кара-Мурза и Александр Панарин. При этом результатом "еврейского заговора" считаются как приход к власти большевиков в 1917 году, так и горбачевская перестройка и падение советского строя в 1991-м: при Сталине этот строй будто бы приобрел "патриотические" черты, что очень не понравилось "мировой закулисе". (Дугин, правда, готов принять "позитивную" часть "Протоколов" - концепцию всемирной монархии на кастовой основе, видя в ней отпечаток "традиционной арийской ментальности".) К тезису о "еврейском заговоре" теперь присоединяются и коммунисты, оправдывающие "борьбу с космополитизмом" при Сталине и призывающие к борьбе с "еврейским засильем" в бизнесе и прессе. Показательно, что на втором месте в списке КПРФ на выборах в Думу оказался бывший краснодарский губернатор Николай Кондратенко, не раз публично высказывавшийся совершенно в духе "Протоколов сионских мудрецов". Вот одно из его ярких рассуждений об истории нашей страны в XX веке:

Сионизм овладел Россией не с августа 1991. Август 1991 года — это было начало прессинга сионистского. А вообще, если в историю вы посмотрите, то тогда, в начале века, когда те революционеры из-за границы приехали в кожанах, нацепив парабеллумы, окрасив нас, русских, в красных и белых, и заставили стреляться, то уже был сионизм. Бунд — это была еврейская фракция в Российской социал-демократической партии. Теперь общеизвестно, что это был сионизм. В Бунде состоял поначалу и Ленин. Потом Владимир Ильич резко порывает с сионизмом, раскритиковав его. Позже Каплан стреляет в Ленина. И после этого, похоже, они ему не могли такое предательство, по их меркам, простить, они его, похоже, и умертвили.

По данным опроса, проведенного в начале 1990-х годов, почти 18% москвичей верили в существование всемирного заговора сионистов против России, а еще почти 25% не исключали реальность такого заговора. В последние годы в России не раз переиздавались как "Протоколы", так и другие произведения антисемитской литературы, поток которой власти никак не ограничивают, не видя в них "разжигания межнациональной розни". Поэтому среди наших соотечественников доля тех, кто готов всерьез отнестись к мифу о "еврейском заговоре", вряд ли уменьшилась. Да и юдофобские плакаты, заминированные или нет, периодически появляющиеся "от Москвы до самых до окраин, доказывают, что антисемитизм жив и активен. Хотя сейчас на первый план как объект ксенофобии выдвинулись "кавказцы", евреи по-прежнему фигурируют в этом качестве, особенно для публицистических филиппик. Сегодня антисемитизм особенно подходит не столько для масс, сколько для идеологов ксенофобии. Ведь столь же разработанного мифа о "кавказском" или "исламском" заговоре против России пока еще нет, да и проецировать его на недавнее прошлое довольно трудно. А "Протоколы сионских мудрецов" всегда под рукой.

Борис Соколов, 10.09.2003