статья Рабочей группе больше незачем работать

Владимир Абаринов, 15.01.2001

Публикация итоговых документов шведско-российской рабочей группы по делу Валленберга - событие гораздо более значительное, чем абсурдная реабилитация. Результат работы с предельной ясностью выражен в первых же трех фразах стокгольмского коммюнике:

"Совместная российско-шведская рабочая группа по выяснению судьбы шведского дипломата Рауля Валленберга была создана в 1991 году. Сегодня, 12 января 2001 года, она представляет отчеты о своей работе: один отражает мнение российской стороны, другой - позицию шведской стороны. На этом рабочая группа прекращает свою деятельность".

Иными словами, стороны остались каждая при своем мнении и дальнейшее сотрудничество признали бессмысленным.

Премьер-министр Швеции Йоран Перссон от имени своего правительства принес родственникам Валленберга "глубочайшие сожаления" в связи с допущенными "ошибками". Ошибки эти, пояснил премьер, состояли в недостаточной настойчивости и целеустремленности шведских властей. Он обещал продолжить усилия и мобилизовать дополнительные ресурсы на поиск новых фактов, которые могут пролить свет на судьбу дипломата, причем "эти усилия должны исходить из предположения, что Рауль Валленберг мог оставаться в живых после 1947 года".

Министр иностранных дел России Игорь Иванов, который как раз 12 января оказался с визитом в Будапеште, уклонился от комментариев, дав понять журналисту, что считает его вопрос неуместным.

Упразднение совместной группы - факт позитивный. Шведская половина наконец осознала, что ее пытаются взять измором. Ставка на взаимодействие исключительно с высокопоставленными чиновниками вроде Вадима Бакатина, Рудольфа Пихои и Дмитрия Волкогонова ни в коей мере себя не оправдала. Обольстительный мираж начального периода президентства Ельцина очень скоро рассеялся. Архивы, вполне доступные еще в 1990 году, закрылись.

Вспоминается анекдотический случай, когда генералу Волкогонову вдруг вздумалось реабилитировать Элджера Хисса - американского дипломата, обвиненного в шпионаже в пользу СССР в конце 40-х годов. Волкогонов объявил, что Хисс советским агентом не был. Автору этих срок, в свою очередь, вздумалось уточнить, какими сведениями располагает генерал. Оказалось, Волкогонов позвонил директору Службы внешней разведки Евгению Примакову, а тот ответил, что СВР справок о том, кто шпион, а кто нет, не дает. Этих людей даже винить не в чем. Им просто не приходило в голову, что им смеют не верить невзирая на их положение.

Тем временем независимые исследователи, благодаря которым появился на свет основной корпус документов, связанных с тюремной одиссеей Валленберга, лишились своего статуса консультантов комиссии. В результате, когда на Лубянке в конце концов согласились пригласить для бесед бывших следователей МГБ, которые, согласно документам, допрашивали Валленберга и Лангфельдера, на этих беседах не было никого, кто мог бы задать квалифицированные вопросы.

Несомненно, гора с плеч свалилась и у московских чиновников. Не надо больше ломать комедию, тратить время на совершенно бессмысленное, с их точки зрения, занятие - все равно шведы не ценят и всякую бумажку рассматривают под микроскопом. Москва вернулась на позиции 1957 года: Валленберг умер, документы уничтожены, кем и почему - неизвестно.

Разумеется, шведской стороне теперь будет сложнее апеллировать к российской. Но и она, надо полагать, испытывает некоторое удовлетворение: теперь наконец-то стало можно опубликовать не куцый пресс-релиз, дабы не обидеть Москву, а полноценный доклад. Он опубликован. Это документ огромной значимости. Он представляет собой полный, критически откомментированный свод всех известных на сегодня сведений о миссии Валленберга, его аресте и последующих событиях с приложением полного корпуса документов. Теперь и дилетанту видно, что у дела Валленберга множество слоев, корней и ветвей, что в нем как в капле воды отразилась вся драма последних месяцев мировой войны с их несбывшимися надеждами, героизмом и мародерством, наивной верой и беспредельным отчаянием. Нет, эти 10 лет прошли не напрасно.

Фото НТВ.Ру

Владимир Абаринов, 15.01.2001