статья Созидательная сила свободы

Владимир Абаринов, 03.09.2004
Джордж Буш с супругой. Фото АР

Джордж Буш с супругой. Фото АР

Как и демократы на своем съезде в Бостоне, республиканцы голосовали за своих кандидатов на безальтернативной основе: у Джорджа Буша и Дика Чейни конкурентов среди однопартийцев не было. Перед организаторами стояла задача овладеть вниманием избирателей и добиться резкого скачка рейтинга президента. Опрос, проведенный накануне открытия съезда по заказу телекомпании ABC News и газеты Washington Post, показал, что впервые с апреля этого года его рейтинг перешагнул 50-процентный барьер, а рейтинг Керри снизился до 43 процентов.

В числе ключевых ораторов съезда были самые популярные политики-республиканцы: сенатор Джон Маккейн, бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, губернатор Калифорнии Арнольд Шверценеггер. В день, когда речь держал вице-президент Чейни, аудитория кабельного канала Fox News составила 5,2 миллиона зрителей, а вместе с другими телекомпаниями, которые вели прямые репортажи из Мэдисон Сквэр Гарден – более 20 миллионов; это абсолютный рекорд.

По установившейся традиции, кандидат появился на мероприятии в последний вечер, чтобы произнести главную речь этой кампании. Президент начал с того, что по пунктам перечислил основные достижения своей администрации: реформу школьного образования, реформу системы медицинского страхования по старости, крупнейшее на памяти нынешнего поколения снижение налогов. Он обещал сократить расходы госаппарата и поощрять инвестиции в американскую экономику, тем самым способствуя созданию ноых рабочих мест. Одним из своих приоритетов он назвал формирование "общества владельцев недвижимости": по плану нынешней администрации, в ближайшие 10 лет семь миллионов американских семей должны обзавестись собственными домами. Наконец, президент заявил, что намерен провести пенсионную реформу: каждый работник получит возможность открыть собственный пенсионный счет, на который будет поступать часть его социального налога – эти средства правительство не сможет тратить на иные цели.

"А теперь посмотрим, какой перед вами выбор, - продолжил Джордж Буш. – Сенатор Керри против реформы здравоохранения. Он поддержал мою реформу образования, но теперь пошел на попятную. Он против снижения налогов для всех, кто их платит. Справедливости ради надо сказать, что есть и вопросы, по поводу которых мой оппонент высказывается "за" - он предложил, к примеру, расходы федерального правительства в размере более трех триллионов долларов – по-моему, многовато даже для сенатора от Массачусетса. Чтобы оплатить эти расходы, он собирается повысить налоги. Такие обещания политики обычно выполняют. Это политика прошлого. А мы устремлены в будушее и назад не повернем".

Особенно твердо – необычно твердо для кандидата в президенты – Джордж Буш высказался по острым морально-религиозным вопросам. Рискуя потерять голоса сторонников расширения права на аборт и легализации однополых браков, президент ясно заявил, что он против и того, и другого. "Мой оппонент, - не преминул он отметить, - недавно объявил себя кандидатом конервативных ценнотей, чем, надо полагать, немало удивил своих сторонников. Правда, тут есть кое-какие проблемы. Если ты гооворишь, что сердце и душа Америки находятся в Голливуде, ты не поборник консервативных ценностей. Если ты голосуешь против Закона о защите брака, подписанного президентом Клинтоном, ты вряд ли консерватор. Если ты называешь, как это делает мой оппонент, президентство Рейгана годами "нравственной тьмы", ты все что угодно, но только не кандидат консервативных ценностей".

Внешнеполитическая часть речи Буша вряд ли нуждается в подробном изложении. Одна из ее ключевых фраз – "Мы должны и будем отражать угрозы до того, как станет слишком поздно". Одной из таких угроз был, по словам президента, режим Саддама Хусейна в Ираке. Теперь перед регионом разворачивается возможность свободного демократического развития. "Я верю в созидательную силу свободы", - сказал Буш. Американцев, продолжал он, не должна удивлять эта преобразующая сила: она "отправила первых поселенцев в опасное путешествие через океан, подняла на восстание колонии, покончила с позором рабства и заставила нашу страну бороться с тиранами 20-го века. Мы имели честь помочь становлению демократии в Германии и Японии, Никарагуа, Центральной Европе и странах Балтии – и эта миссия продолжается". "Как поколения до нас, мы призваны свыше отстаивать свободу. Это и есть нескончаемая мечта Америки", - заключил президент.

Джордж Буш практически ничего не сказал о ближайших перспективах иракского урегулирования. Не в пример его оппоненту, который, выступая в Огайо уже после речи президента, в очередной раз пообещал облегчить налогоплательщикам финансовое бремя иракской операции, справедливо разделив его с союзниками. Он, правда, не обещал вернуть налогоплатещикам сэкономленные деньги.

Владимир Абаринов, 03.09.2004


новость Новости по теме