статья Борьба плагиатом

13.04.2013

В "списке Магнитского" оказалось всего 18 человек. Высших чиновников среди них нет - говорят, они включены в закрытый список невъездных россиян. Москва ответила "симметричным" списком 18 американцев. В Вашингтоне и Москве сторонники санкций не скрывают разочарования. Гора родила мышь? Или история только начинается?

Джон Маккейн. Кадр CNN
Джон Маккейн, американский сенатор
Сейчас, когда по всей России граждане и группы гражданского общества испытывают неправосудные преследования, долг Соединенных Штатов состоит в том, чтобы показать нашим российским друзьям и партнерам, что нарушения основных прав человека не останутся безнаказанными, что за них придется держать ответ. Вот почему так важно, чтобы закон Магнитского применялся во всей полноте, - и вот почему сегодняшнее оглашение списка причиняет в этом отношении такой ущерб.
Джеймс Макговерн, американский конгрессмен
Список выглядит весьма робко, и те имена, которые в нем не значатся, важнее тех, что названы. Однако я сегодня получил от должностных лиц администрации заверения в том, что расследование продолжается и что список будет дополняться по мере выявления новых свидетельств. Отсутствие того или иного имени в списке еще не означает, что этот человек невиновен.
Уильям Браудер, глава компании Hermitage Capital Management
Это исторический момент в борьбе с безнаказанным жестоким попранием прав человека. Американское правительство начинает новую политику: такие меры, как запрет на въезд в США и замораживание активов, применяются в отношении нарушителей прав человека из стран, которые не являются врагами Соединенных Штатов. Это означает, что можно поддерживать дипломатические связи со страной и вместе с тем осуждать жестокости, которые в ней творятся. Это список - хорошее начало, но есть масса обвинительных материалов и в отношении других людей. Эти материалы должны быть обработаны и изучены, а этих людей следует в дальнейшем также включить в список. В России есть много случаев нарушения прав человека, не связанных с делом Магнитского, и их тоже надо учитывать при обновлении и пополнении этого списка.
Дмитрий Песков. Фото с сайта g8russia.ru
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента
У президента США огромные полномочия. Но мы бы с большим пониманием отнеслись к позиции президента, который не допустил бы появления такого списка.

Так называемое дело Магнитского вообще не должно обсуждаться где-то за пределами России, это недопустимо для нас, и мы никогда с этим не согласимся.

...У нас нет оснований сомневаться в компетентности тех, кто вел это следствие (по делу о гибели Магнитского. - Ред.). Но в любом случае это касается только нас. Когда где-то за океаном нам начинают указывать, это неприемлемо.

Александр Лукашевич, представитель МИД России
С сожалением констатируем, что американская сторона, следуя положениям абсурдного «Закона имени С. Магнитского», обнародовала имена граждан России, против которых вводятся визовые и финансовые санкции. Наша принципиальная оценка этого недружественного шага хорошо известна - под давлением русофобски настроенных членов Конгресса США нанесен сильный удар по двусторонним отношениям и взаимному доверию.

Мы, разумеется, не оставили это без ответа и на вмешательство в наши внутренние дела отреагировали должным образом... Война списков - не наш выбор, но не отвечать на откровенный шантаж мы не имеем права. Пора бы политикам в Вашингтоне, наконец, осознать, что выстраивать отношения с такой страной, как Россия, в духе менторства и неприкрытого диктата бесперспективно.

Сергей Лавров, министр иностранных дел
При всех обстоятельствах, наверное, время (для публикации "списка Магнитского". - Ред.) выбрано не вполне удачно, учитывая, что в понедельник в Москву приезжает помощник президента США по национальной безопасности Том Донилон для передачи послания президента США Барака Обамы с развернутым видением, как нас предупреждали, касательно перспектив российско-американского сотрудничества.
Кристина Оюланд, депутат Европарламента
От всей души приветствую этот шаг! Это настоящая веха в борьбе с коррупцией, начало работы практического механизма защиты прав человека в России.  После утверждения "рекомендации Магнитского" Европарламентом надеюсь на скорейшее принятие аналогичного  законодательства в ЕС, так как это было бы еще более действенной мерой. Ведь коррупционеры стараются пристроить награбленное именно в Европе из-за соображений удобства, географической близости. Они покупают виллы и апартаменты, яхты, учат детей, просто приезжают за покупками и приятным времяпрепровождением.  США все-таки за океаном, и путь туда даже на самолете не близкий. Европа  для них по настоящему соблазнительна.

Реакция министра Лаврова непонятна, так как для борьбы с преступностью не может быть «неудобного времени», это не вопрос конъюнктуры. В его заявлении есть косвенное подтверждение зависимости правосудия от политической власти, что несовместимо с подлинной демократией.

...Составление списка – кропотливая работа, так как все данные должны быть тщательно проверены. Однако работа далека от завершения, к тому же, увы, дело Сергея Магнитского - не уникальный случай масштабного правонарушения с трагическим исходом – пытками и гибелью невинного человека в застенках. В этом и смысл создания закона как механизма, так как он предполагает постоянный мониторинг ситуации и включение новых имен нарушителей.

...Россия должна и может быть примером, так как народ выбрал демократию, что закреплено в Конституции. «Закон Магнитского» работает в унисон с этим выбором россиян, он направлен на помощь в борьбе со злом лжи и беззакония. Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность всем, кто внес лепту в предложение и создание закона.  Очень надеюсь, что публикация списка морально поддержит мать и вдову Сергея. Уверена, что если закон стал реальностью в США, такой же реальностью станет и суд над всеми виновными в его гибели в России. Но для этого нужно продолжать работу. Европе нужен свой «закон Магнитского», чтобы поддержать все демократические силы в России, помочь вернуть страну в конституционное русло.

Дмитрий Вяткин. Фото с сайта партии "Единая Россия"
Дмитрий Вяткин, депутат Госдумы
Наша страна не собиралась составлять списки, но, к сожалению, США начали проводить политический шантаж, попытались вмешаться во внутренние дела нашей страны. Это давление вынудило нас принимать ответные меры.

...Это были весьма поверхностные, эмоциональные умозаключения (о вине российских фигурантов. - Ред.). В то же время Россия составила свой стоп-лист, основываясь на реальных фактах, в том числе нарушениях прав человека в тюрьме Гуантанамо. Лица, которые действительно причастны к нарушению прав человека, были включены в наш список.

Геннадий Зюганов. Фото Д.Борко-Грани.Ру
Геннадий Зюганов, лидер КПРФ
Чья бы корова мычала, а американская бы молчала. Они несколько лет не могли снять поправку Джексона-Вэника, его нет в живых, а она все болталась, мешая нормально сотрудничать, запрещала нам ввозить высокие технологии. Мы для американцев не являемся партнерами, мы клиенты, и чем мы больше суетимся, тем больше похожи на клиентов.

...Мы могли давно ответить на все эти проделки (американцев. - Ред.). Но вся основная наша элита, захватившая собственность, держит деньги за кордоном в тех же американских и европейских банках. Еще не ясно, чья эта элита - американская или российская.

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике". Фото с сайта www.politick.ru
Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике"
Ответ абсолютно симметричный, счет равный - 18:18. Тип персон, включенных и в американский список и российский, аналогичный, то есть выбран формальный принцип. Таким образом, обе стороны распространили санкции на тех, кого они считают ответственными за конкретные дела.
Николай Злобин. Фото: kp.ru
Николай Злобин, политолог
Мне очень не нравится практика составления списков. Но почему российский список называют симметричным ответом на "список Магнитского"? В США этот список составлен на основе "Закона о Магнитском", многомесячного обсуждения в Конгрессе и организациях гражданского общества. Тут есть известные всем авторы этого списка. В России, как сейчас пишут, его просто составили чиновники МИДа. Но они и без этого списка имеют полное право отказывать американцам в визах в Россию. Например, кто авторы российского списка?
Алексей Арбатов, директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Это никак не ухудшит отношения, которые в принципе и так плохие. Сейчас отношения между РФ и США самые плохие со времен холодной войны. Поэтому это не усугубит ситуацию.
Михаил Фишман. Фото радио "Маяк"
Михаил Фишман, ведущий телеканала "Дождь"
...Вашингтон не пошел на резкий конфликт с Москвой, но продемонстрировал, что его список будет универсальным и в него в любой момент может быть включен кто угодно – от киллера до президента Путина.

...Пока публикация списков работает по известной логике взаимозачета шпионов – допустим, вы высылаете пятерых, и мы пятерых. Насколько это возможно, конечно – все-таки, Джон Чун Ю, автор документов, легализующих утапливание и другие пытки в отношении иракских пленных, это одно дело, а следователь Олег Сильченко, который держал в тюрьме Магнитского, – другое. Один проводил государственную политику, второй по сути подозревается в бандитизме.

Про бандитизм и вообще про список Магнитского Москва будет твердить, что это произвол – где суды? где демократия? И действительно, судов нет. Есть материалы в общем доступе (как и за что убивали Магнитского, известно по дням и минутам) и лоббистская кампания Браудера. С другой стороны, суд штука относительная. Например, сегодня судят Магнитского – посмертно. Судят за то, в связи с чем его, собственно, убили. Так что суды судам рознь. Более того, был бы нормальный суд – не в Америке, а в России – не было б списка.

Владимир Кара-Мурза младший, политик
Именно ранг, судя по всему, и был основным критерием для попадания – а точнее, непопадания – в список. Ни председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, ни генпрокурор Юрий Чайка, ни руководитель ЦИК Владимир Чуров, ни глава Чечни Рамзан Кадыров, ни экс-министр печати Михаил Лесин, ни председатели Мосгорсуда Ольга Егорова и Хамсуда Виктор Данилкин, ни другие высокопоставленные нарушители прав российских граждан, которые были представлены на рассмотрение Госдепартамента правозащитниками и конгрессменами, по мнению администрации, в эту категорию не попадают.

...Значит ли это, что борьба окончена? Ни в коем случае. Опубликованный 12 апреля «список 18-ти» – не более чем первый шаг. Закон обязывает администрацию пополнять список «по мере поступления новой информации» и дает ряду членов Конгресса право направлять в Белый дом запросы о добавлении в перечень тех или иных лиц (раздел 404). Не стоит сомневаться, что такие запросы в скором времени поступят.

...«Список Магнитского» будет расширяться. И рано или поздно в нем окажутся те, кого побоялись включить вашингтонские «перезагрузчики».

Дэвид Крамер, глава правозащитной организации Freedom House
Он ("список Магнитского". - Ред.) короче, чем мне хотелось бы. Но главное здесь, на мой взгляд, то, что это должен быть открытый процесс, когда в список можно будет внести больше имен. Дело Магнитского, безусловно, в центре внимания этого закона, но ситуация шире, чем только его дело. Кроме того, насколько мне известно, существует секретное дополнение к этому списку, и надеюсь, многие российские чиновники будут испытывать беспокойство от того, не попали ли они в него. Российские власти угрожали, что это негативно отразится на наших отношениях, но если бы они ответственно подходили к правам человека, то такие угрозы не понадобились бы.
Эдвард Лукас, британский журналист
"Закон Магнитского" великолепен! Я сожалею лишь о том, что список недостаточно большой, что закон не был принят раньше и еще не все страны присоединились к этой инициативе. Я думаю, очень важно показать людям, которые не просто украли у собственного народа 230 миллионов долларов (и это только в рамках этого дела, а если шире, то десятки миллиардов долларов), но и убивали при этом людей, мешавших им воровать. Это не просто организованная преступность – это банда убийц.

Я думаю, что попытка внести этих людей в «черный список» на получение виз, замораживание их банковских счетов – очень полезное дело. Я очень рад, что Конгресс сделал это, показав администрации Белого дома, что можно и демонстрировать силу. До сих пор не могу понять, почему у администрации дрожали колени от этого закона - наверняка в связи с политикой «перезагрузки», которая, на мой взгляд, была громадной ошибкой. Но в итоге закон показал преимущества американской системы - законодательная ветвь настояла, и администрации в конце концов пришлось уступить. Мне также кажется, что «закон Магнитского» задаст тон и другим странам: если американцы смогли это сделать, то сможет и Англия, и Германия, и Франция, и Нидерланды.

Очень важно помнить, что этот закон – ни в коем случае не антироссийский шаг. Каждый опрос общественного мнения показывает, что примерно в два раза больше россиян поддерживают "закон Магнитского", чем выступают против него. И это очень справедливо. Ведь Магнитский был олицетворением современного высокообразованного патриота России – именно тот тип российской элиты, на который граждане страны возлагают надежды на лучшее будущее. Он разоблачил именно те процессы, которые ведут Россию в самом плохом направлении. И был убит за это. Совершенно справедливо, что Западу нужно делать все возможное, чтобы последствия для виновных были публичными и неотвратимыми.

13.04.2013