статья Штаны и Штаты

Илья Мильштейн, 05.11.2011
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Вообще говоря, идея обратиться к уважаемому Алимжану Тохтахунову с просьбой прокомментировать дело Виктора Бута была правильной журналистской идеей. Вместе с такими уважаемыми людьми, как Семен Могилевич и Доку Умаров, человек по кличке Тайванчик входит в десятку самых опасных в мире преступников по версии ФБР – так ему и карты в руки. Кто, если не он, обвиняемый помимо прочего в торговле наркотиками, оружием и крадеными автомобилями, мог бы дать более авторитетную экспертную оценку?

Новый колумнист "Известий" с задачей справился блестяще.
Он не стал углубляться в мелочи – бог его знает, "виноват Бут или нет". Алимжан Турсунович взял проблему крупно, в разрезе международной политики и отношений между сверхдержавами. Почему мы не можем грохнуть кулаком по столу и вызволить всех своих граждан, томящихся на зонах и в крытках дальнего зарубежья? А потому, что "мы же хотим в ВТО попасть, цивилизованную политику продемонстрировать". Не всякий политолог, кремленолог или там американист сумел бы столь кратко и доходчиво разъяснить ситуацию в треугольнике Кремль - Белый Дом - Бут.

С той же легкостью Тохтахунов ответил на вопрос, почему Россия не Америка. У них там, сказал он, "действительно независимый суд". "Такая у них выстроенная демократия". И если, читая эти строки, читатель думал, что автор намерен похвалить заокеанскую юстицию, то это было жестокое заблуждение. Поскольку ничего хорошего ни в демократии, ни в независимости судебной власти Тохтахунов, шлифуя строку, не увидел. То ли дело "у нас", где "глава государства – это глава государства, а у них – это пешка, зависящая от партий, крупных капиталов и т.п."

А о чем с пешкой можно договориться? Если жизнь устроена не по понятиям, то бессмысленно даже просить "сделать Буту помягче". Значит, "могут дать и пожизненное. Или в лучшем случае – 25 лет. Тогда есть шанс через 10–20 лет выйти по амнистии". Таковы экспертные расчеты Алимжана Турсуновича, и сделаны они с той внушительностью, мудростью и прямотой, которой веришь безоговорочно. Поскольку основаны на личном опыте, сравнительно недавнем, когда Тайванчик дожидался в Италии судебного решения об экстрадиции в США. Но, к счастью, пронесло.

А более всего текст Алимжана Тохтахунова радует своим оптимизмом. Пусть сегодня Родина еще слаба и вынуждена доказывать всяким пешкам в пробковых шлемах свою цивилизованность, но это временное явление. Заключительная фраза статьи, уже прогремевшая в Рунете и далеко за его пределами, звучит победным аккордом, хотя и не вполне благозвучна. "Благодаря сегодняшнему нашему руководству, – верит автор, – страна крепчает так, что, может быть, пройдет 5–10 лет и мы сможем уже где-то расстегнуть ширинку, как говорят, и показать им".

Чем в особенности подкупает эта фраза? Верой в руководство, наше, сегодняшнее? Мощной метафорой, за которой угадываются смысл жизни и предел мечтаний многих тысяч вернувшихся из заключения россиян: достать и показать гражданину начальнику? Чужому, да, но такому же беспредельщику, как и наши вертухаи. Геополитическая составляющая жеста? Все это верно, но еще важнее, по-моему, патриотизм автора статьи в "Известиях".

Это прямо бросается в глаза, если сравнить выступление колумниста с речами, которые мы слышим из Лондона. Там в эти дни в Высоком суде мучают Абрамовича и бедный Роман Аркадьевич долго, неохотно и обстоятельно излагает историю становления и развития бизнеса в России. Рассказывает о том, как делили и покупали "Сибнефть". Про то, как кидали Дерипаску. Как Путин расправлялся с "менеджерами" ОРТ после истории с "Курском". А также о значении и практическом наполнении понятия "крыша" в непростых отношениях между государством и бизнесменами. Все это вываливается на обозрение британской публики, которая вместе с судьей уже начинает понемногу постигать самые поразительные тайны российского предпринимательства. Нечего и говорить о том, как весь этот процесс отражается на репутации страны.

Невыездной Тохтахунов сам, говорят, работал "крышей" в европах и мог бы многое порассказать об этом, дополняя Абрамовича. Однако он пишет совсем о другом. О "защите своих граждан", попавших в лапы независимых американских судей. И тем ограничивается, уберегая от нескромных иноплеменных взоров главные тайны российского бытия.

В отличие от Абрамовича, колумнист "Известий" застегнут на все пуговицы. Ибо пока еще не пришло время доставать из широких штанин и демонстрировать правду жизни. Искушенный человек, Алимжан Турсунович никуда не торопится. Но, зорко вглядываясь в даль, он прозревает: лет через 10-15, через два путинских срока, после возможного условно-досрочного освобождения Виктора Бута мечта все-таки исполнится. Немудрящая такая мечта, зато ослепительная в своей простоте и доступности. Как всякая национальная идея.

Илья Мильштейн, 05.11.2011


новость Новости по теме