статья Обама и Саргсян

Андрей Пионтковский, 07.07.2009
Андрей Пионтковский

Андрей Пионтковский

Конечно, Юлия Латынина права. Саммит в Москве для всех кроме профессиональных учетчиков боеголовок интересен прежде всего тем, станет ли он римейком венской встречи Хрущева и Кеннеди. Тогда Хрущев внимательно посмотрел в глаза молодому интеллектуалу и решил, что тот слабак. Дальнейшее хорошо известно.

Сегодняшний завтрак в Ново-Огареве тоже очень интересен. Конечно, Путин не пошлет ракеты на Кубу или в Венесуэлу. Но послать танки в Тбилиси и выполнить свою заветную мечту, которой он поделился с другом Николя, ему ужасно хочется.

Я уже объяснял подробно (вчера это еще раз повторил коллега Леонид Радзиховский), почему эта откровенно гитлеровская по своим целям война, если она все же произойдет, станет для России моральной и институциональной катастрофой.

Для Барака Обамы вторая грузинская будет крупной политической неприятностью. Поэтому он предпринимает кое-какие меры, чтобы ее предотвратить. В данном конкретном случае его личные интересы в отличие от личных интересов Путина совпадают с национальными интересами России.

Сначала он объявил, что в середине июля пошлет вице-президента Байдена в Тбилиси - видимо, и в качестве своего рода живого щита. В ходе переговоров с Медведевым 6 июля он откровенно поднял вопрос о возможности "возобновления военного конфликта". Обама сообщил об этом на пресс-конференции, не дожидаясь вопроса о Грузии:

For instance, we had a frank discussion on Russia - on Georgia, and I reiterated my firm belief that Georgia's sovereignty and territorial integrity must be respected. Yet even as we work through our disagreements on Georgia's borders, we do agree that no one has an interest in renewed military conflict. And going forward, we must speak candidly to resolve these differences peacefully and constructively.

"В частности мы обсудили вопрос Грузии. Я повторил нашу убежденность в том, что территориальная целостность и суверенитет Грузии должны уважаться. Мы также не согласны друг с другом по поводу границ Грузии. Но никто из нас не заинтересован в военном конфликте. Поэтому нам необходимо все эти разногласия урегулировать мирным образом".

Как видите, перевод на кремлевском сайте заметно препарировал оригинал. Исчезли, в частности, we do agree, renewed сonflict, frank, we must speak candidly, свидетельствующие о том, что вопрос о второй грузинской Обамой поднимался и он получил определенные заверения (we do agree).

Обама сделал что мог. Сейчас кажется, что война скорее не начнется, но заслуга эта не в меньшей, а пожалуй, в большей степени принадлежит другому президенту. Нет, не российскому, конечно, а армянскому - Сержу Саргсяну.

26 июня в Ереване произошло удивительное событие. Президент Армении, единственного оставшегося союзника России не только на Кавказе, а и на всем постсоветском пространстве, в разгар антигрузинской вакханалии всех прокремлевских СМИ демонстративно в торжественной обстановке вручил Михаилу Саакашвили высшую награду армянского государства - орден Чести.

Такие вещи на Кавказе случайно не происходят. Серж Саргсян, во многом зависящий от Москвы, никогда не позволил бы себе просто подразнить Кремль. Слишком многим он рисковал ради такого сомнительного удовольствия. Это был продуманный демарш, сознательная попытка остановить безумцев в российском политическом и военном руководстве, готовивших вторую грузинскую, разрушительную для всего Кавказа и для России.

Мне кажется, этот шаг подействовал больше чем какие-либо другие аргументы на наших горе-геополитиков. Уж если они теряют и Армению, какая еще "зона привилегированных интересов" у них остается. Как по команде прекратилась активная стадия психологической подготовки к войне: публикации и интервью дугиных-доренок о неминуемости нападения Грузии на Россию.

Впрочем, нам остается только задавать ставший уже классическим вопрос одного высокопоставленного российского дипломата - "А вдруг у Путина в последний момент окончательно снесет крышу и он все изгадит?".

А можно добавить еще один вопрос: "А почему, собственно, судьба великой страны должна зависеть от состояния психики человека, не раз публично демонстрировавшего весьма девиантное поведение?"

Андрей Пионтковский, 07.07.2009