статья Подрыв с надрывом

23.11.2015

Власти обесточенного Крыма предлагают населению готовиться к худшему. Подрыв опор ЛЭП в Чаплинке - преступление, ошибка или героический акт сопротивления? Действия крымскотатарских активистов возмутили не только оккупантов. Самодеятельную энергоблокаду осуждают многие и в Киеве, и за рубежом. В любом случае она будет иметь долгосрочные последствия.

Сергей Аксенов, глава республики Крым по версии Российской Федерации
Какой бы ни была картина, крымчан на колени никто этим не поставит. Торговаться мы никому с нами не позволим, языком шантажа и силы в данном случае разговаривать не будем. Поэтому, как бы это давление ни пыталось осуществиться, с какой бы силой, уверяю вас, что крымчане выдержат эту осаду и будет дан достойный ответ. В том смысле, что отношение действия власти Украины получит достойную оценку.
Владимир Маркин, официальный представитель СКР
Около 20 лет все делали, чтобы крымчане сбежали от них, а сейчас делают все, чтобы они их окончательно возненавидели.
Мартин Шефер, официальный представитель МИД ФРГ
Атаки на общественную инфраструктуру в Украине, также для обеспечения Крыма электричеством, являются преступными актами. Мы ожидаем, что они будут таким образом восприниматься ответственными украинскими должностными лицами и будут расследованы.
Ксения Ларина
Ксения Ларина, радиожурналист
На мой взгляд, это ни теракт, ни диверсия. Это партизанская война, ожидаемые последствия оккупации Крыма и издевательства над крымскими татарами. Рано или поздно это должно было случиться. Без всяких санкций со стороны Украины или России.
Михал Козак, президент Польско-украинского Фонда свободы и развития (Варшава)
В нашей оценке действия участников гражданской блокады Крыма, нацеленные на полное прекращение поставок электроэнергии для оккупанта, - полностью оправданные, правильные и соответствующие интересам как Украины, так и ее европейских соседей. В этот сложный момент хотим выразить свою солидарность с крымскотатарским народом, отстаивающим право на жизнь на свободной Родине.
Юрий Бутусов, редактор сайта "Цензор.нет"
Народ Украины, который подвергся военной агрессии, прервал незаконные в условиях войны поставки электроэнергии оккупантам, поскольку она использовалась для энергоснабжения вооруженных сил Российской Федерации, которая убивает украинских солдат и разрушает украинскую экономику.

Но приветствовать такие методы нельзя. Надо учиться добиваться целей политическими методами. Других не существует в цивилизованном мире, взрывами и минами мы Европу не построим.

Виталий Портников, украинский и российский журналист
Имеет ли какое-либо отношение блокада полуострова к его возвращению в состав Украины? Нет. Не имеет. Мы ведем себя с Крымом так, как будто это сепаратистский, отделившийся регион и мы должны что-то доказать его населению. А Крым - как, впрочем, и Донбасс - никакой не отделившийся регион. Это - оккупированная территория. И какими бы ни были настроения населения этой территории, решать ее судьбу будет оккупант. И если мы в самом деле считаем, что проблемы населения оккупированной территории действительно влияют на оккупанта, мы глубоко заблуждаемся. Напротив, эти проблемы в очередной раз помогают оправдать оккупацию - видите, от каких варваров, какого беззакония, какого бандитизма мы вас спасли! Лучше уж какое-то время посидеть без света, чем оказаться в составе такого анархичного, ставшего "добычей радикалов" государства. Это то, что будет российская официальная пропаганда втолковывать населению Крыма - и то, с чем многие будут без особых сомнений соглашаться.
Аркадий Бабченко, журналист
Самое мощное оружие, которым располагает Россия, - это телевизор. И уж можно не сомневаться, соляры в Крыму может не хватить для генераторов в роддомах, но для передвижных "Газелей" с экранами "Россия-24" соляры хватит всегда. И на этих экранах будет показано, как фашист Порошенко и его хунта хотят устроить голодомор и геноцид в этих самых крымских роддомах.

Так что на Кремль непоставки Украиной продуктов и электричества не влияют никак. Но они будут влиять на экономику Украины. Которая и без того рухнула так, что мама не горюй, и которой нужна сейчас любая копейка.

...Прекращая поставки продовольствия в Крым и отрубая электроэнергию, Украина становится полезным идиотом для России, сама же себе подрубая экономику, сама же из себя создавая образ фашиста и в стратегической перспективе затрудняя возвращение лояльности региона. Продолжая же торговать с Крымом и Россией продовольствием и электроэнергией, Украина делает полезного идиота из России, за счет денег которой может поднимать свою экономику, налаживая рынки сбыта и осуществляя продовольственную экспансию на территории противника, чтобы затем, в дальнейшем, подняв экономику и построив армию, восстановить и свою территориальную целостность.

Павел Казарин, журналист
Многие сторонники энергоблокады поддерживают ее в силу эмоциональных причин, а не в силу рациональных подходов. Просто потому, что электричество – это последнее, что еще продолжает Киев поставлять в Крым. Энергоблокаду выбрали не потому, что это самый эффективный инструмент из большого набора имеющихся рычагов давления. Ее выбрали лишь потому, что это единственный оставшийся. И теперь постфактум пытаются насытить этот метод смыслами.

Блокада – это история про технологическое, но неэтичное решение. Признавать этого не хочет никто, а потому многие просто предпочитают спрятаться за высокие слова и громкие лозунги, чтобы не называть вещи своими именами.

Айдер Муждабаев, журналист и активист
Я не знаю, кто взорвал опоры ЛЭП, ведущие в Крым. Но я могу попробовать объяснить тем, кто не понимает или делает вид, почему эти люди так поступили. И почему те, кто сейчас находятся на границе, мешают восстанавливать энергоснабжение.

У меня недавно умерла мама. Это потеря, которую ни с чем не сравнить. Так вот. И крымских татар лишили матери. Родины. Даже хуже - на их глазах унизили, надругались над ней. И оторвали мать от ребенка, как отрывали когда-то детей у ворот концлагеря. С ухмылочкой, всем видом давая понять, что навсегда. Что они больше никто, просто беспомощные жертвы, мнение и желания которых никого не интересуют.

Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики Украины
Ситуация плохая. Ни население Крыма, ни Россия не собираются уступать и, пусть даже без электроэнергии, будут стоять на своем. Нам же бесплатно или с большими скидками отдавать им ресурсы глупо. С другой стороны, с Россией нужно выйти в режим серьезного конфликта, в том числе и дипломатического, с отзывом посла. Это глупо, когда с нами воюют, нас обирают, а мы делаем вид, что ничего страшного не происходит, лишь бы не обидеть нашего соседа. Весь мир нас не понимает. Еще чуть-чуть, и снимут санкции, сказав, что мы сами хотим жить в таком состоянии. Нельзя так бесхребетно, без чувства собственного достоинства вести международные дела. Ни с Донбассом, ни с Крымом у нас не может быть никакой торговли. Во время войны все пересечения фронта - это контрабанда. Такое решение должно быть, в том числе и со стороны правоохранительных органов. Необходим соответствующий закон.
Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины
Ситуация разрешится достаточно быстро, поскольку вопрос восстановления ЛЭПов некритичен. Для их восстановления достаточно двух-трех дней. А вот восстановление репутации - процесс более сложный. Сейчас центральная власть выглядит не способной контролировать ситуацию. Люди с автоматами, назвавшись гражданскими активистами, могут устраивать любого рода акции. Подрыв ЛЭПов - уголовно наказуемое деяние. Оно ставит под угрозу энергобезопасность страны. Страдает от этого не только Крым.
Максим Эристави, журналист, соучредитель Hromadske International
Каждая минута энергетической блокады Крыма подтачивает доверие к Украине на международной арене и ее поддержку. Не думаю, что диверсанты хорошо все это продумали.
Зенон Завада, аналитик Concorde Capital, бывший главный редактор Kyiv Post
Крымское население теряет терпение - его не устраивает тот подход к российской оккупации, который демонстрирует Киев в тандеме с Вашингтоном и Брюсселем. Поражает позиция украинских властей, которые сражались с крымскими активистами и пытаются возобновить поставки электричества. В результате на Украине ширятся ряды антипутинской и антипорошенковской коалиции, включающей националистические силы. Последние месяцы мы наблюдаем усиление напряженности на Украине, в будущем году есть большой потенциал протестов против действующей власти. В то время как Запад стремится с помощью экономических санкций ослабить власть Путина, российское руководство играет в ту же игру на Украине.
Севгиль Мусаева, главный редактор "Украинской правды"
С момента оккупации Крыма прошло уже 1,5 года. За это время десятки крымских татар исчезли, против еще нескольких десятков возбуждены уголовные дела, единственный крымскотатарский телеканал на полуострове закрыли, ФСБ устраивает показательные обыски в местах компактного проживания крымских татар, из-за угрозы преследований многие активисты и члены Меджлиса вынуждены были покинуть Крым, туда запрещен въезд для наших лидеров.

Это, конечно, спекулятивно называть геноцидом, но это он - гибридный геноцид, вынужденная депортация и попытка запугать проукраински настроенное население.

Мне часто задают вопрос: это, ты считаешь, эффективный инструмент, что это даст, это приблизит деоккупацию? Дорогие мои, мы ведь тоже не думали, что к чему-то приведет поездка в Межигорье или лежачие протесты возле прокуратуры. Но, как известно, вода камень точит, и мы будем и должны бороться, потому что петиции и обращения уже не работают, дипломатические инструменты тоже. А мы не можем сидеть сложа руки и ждать. С каждым днем Крым все дальше и дальше.

Не надо нас осуждать или упрекать. Мы просто очень хотим вернуться домой. Я вот уже 1,5 года не была. И не могу и не буду с этим мириться, как и с тем, что оккупанты издеваются над моим народом и над украинскими гражданами.

23.11.2015


новость Новости по теме