новость Обезоруживающая искренность

Понятые: Незарегистрированного оружия у майдановца Костенко не было
21.04.2015
Александр Костенко. Фото: an-crimea.ru

Александр Костенко. Фото: an-crimea.ru

На суде над активистом киевского Евромайдана Александром Костенко понятые, привлеченные к обыску в его доме в Крыму, опровергли обнаружение там незарегистрированного оружия. Об этом сообщил на своей странице в Фейсбуке адвокат политзека Дмитрий Сотников.

Процесс идет с понедельника в Киевском райсуде Симферополя; ведет разбирательство судья Виктор Можелянский. Обвинение представляет лично "прокурор республики Крым" Наталья Поклонская.

Как уточняют "Аргументы недели - Крым", одна из понятых - соседка Костенко - рассказала, что не смогла присутствовать на месте все время обыска и ушла до его окончания. При этом она по предложению правоохранителей расписалась в не заполненном до конца протоколе. В присутствии же самой понятой нарезной ствол обнаружен не был.

Свидетельница также рассказала, что позже к ней приходили сотрудники оккупационной полиции, которые показали ей снимки, сделанные в ходе обыска. На одном из снимков был изображен пластиковый пакет с нарезным стволом внутри, однако подписи понятых на пакете отсутствовали.

Как передает "Медиазона" со ссылкой на Сотникова, также во вторник был допрошен "потерпевший" - сотрудник спецназа "Беркут" Виталий Полиенко. Беркутовец говорил только общие фразы и лишь после наводящих вопросов Поклонской сумел повторить показания, данные на следствии.

Каких-либо деталей "потерпевший" сообщить не смог. "По какой траектории камень летел, Полиенко не вспомнил, - рассказал Сотников. - Как кидал Костенко камень, не видел - видел только, что у того в руках был камень, а потом он получил камнем удар, от которого упал на одно колено. Откуда летел камень, он не вспомнил. Стоял лицом к Костенко, но как камень летел, не помнит".

Между тем другой беркутовец, Кудрик, рассказал в суде, что Костенко был опознан благодаря ориентировке, которую на него как на участника Евромайдана повесили в полиции. "Сначала сотрудники получили ориентировки с Костенко, а потом перед ними положили фотографии - и, конечно, все его опознали", - пояснил адвокат Сотников.

Накануне Поклонская зачитала обвинительное заключение по делу. Как сообщал "Крыминформ", возбуждение дела она объяснила следующим образом: "Учитывая, что Костенко и Полиенко являются гражданами Российской Федерации, а уголовное дело на территории Украины не возбуждено, Костенко, совершив преступление вне пределов Российской Федерации, подлежит ответственности за совершение преступления, направленного против гражданина России".

Сотников, со своей стороны, заявил отводы как Поклонской, так и всему составу суда по причине их заинтересованности в исходе разбирательства. Судья Можелянский, однако, все отводы отклонил.

Кроме того, 20 апреля в суд из симферопольского СИЗО-1, где содержится Костенко, поступило подписанное его именем поддельное заявление об отказе политзека от услуг Сотникова. "Но судья Можелянский В. А. считает, что коли эта бумага не удовлетворена им, то и проводить проверку относительно того, каким образом кто-то от имени подсудимого с сопроводительным письмом СИЗО-1 смог передать данный документ в суд, не нужно, - заметил адвокат в своем Фейсбуке. - Это ведь не судебный подлог, сделанный начальником СИЗО-1 Левенцем И. Л. по поручению прокурора Поклонской Н. В.?!"

Сотников также подал ходатайство об исключении из дела всех показаний Костенко как полученных под пытками. Можелянский в ходатайстве отказал, потребовав от адвоката доказать факт пыток. "Однако вызвать свидетелей пыток, указанных защитой, запросить личное дело СИЗО, из которого видно, кого допускают к обвиняемому, а также медицинскую документацию из СИЗО суд также отказывает", - заметил защитник.

Костенко инкриминированы пункт "б" части 2 статьи 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы) и часть 1 статьи 222 УК (незаконное хранение оружия). Максимальное наказание по первому из этих обвинений составляет два года колонии, по второму - четыре года.

Майдановец был похищен 5 февраля, однако по бумагам днем его задержания считается 6-е. Как отмечалось, есть веские основания подозревать, что российские силовики похитили активиста на континентальной Украине и незаконно вывезли в Крым.

В течение суток, прошедших после похищения до момента официального задержания, сотрудники ФСБ, в том числе Андрей Тишенин и Артур Шамбазов, подвергали майдановца побоям и истязаниям. Результатом пыток наряду с другими телесными повреждениями стал перелом левого локтевого сустава со смещением. За полтора месяца рука у Костенко не срослась, и врачи СИЗО-1 в Симферополе признавали, что политзеку требуется операция.

В ходатайстве Сотникова об исключении из дела показаний Костенко пытки, которым подвергся майдановец, описывались следующим образом: "Подсудимому сломали руку в локтевом суставе и надели наручники. После чего Тишенин надел ему на голову пакет и завязал его скотчем так, что Костенко А. Ф. не мог дышать. Тогда Костенко А. Ф. прогрыз в пакете дыру. Один из сотрудников, находившихся в автобусе сказал, что везет его на Украину. После чего ему нанесли несколько ударов в голову и по спине. Затем к голове Костенко А. Ф. приставили пистолет, несколько раз спустили курок. Один из сотрудников сообщил ему, что сейчас отрежет ему палец и отошлет его родным. Тогда Костенко А. Ф. сжал кулаки, после чего получил несколько ударов в голову. После этого Костенко А. Ф. привезли в какой-то дом и спустили в подвал. Привязали к мизинцам провода и пустили электрический заряд".

Первоначально Костенко вменялась только 115-я статья УК. Как утверждало следствие, 18 февраля 2014 года, во время боев на Майдане в Киеве, активист бросил камень в Полиенко, причинив тому телесные повреждения. 11 марта Костенко предъявили обвинение по 222-й статье, после того как во время одного из обысков силовики подбросили в квартиру активиста самодельную деталь пистолета Макарова.

4 марта Крымская полевая миссия распространила открытое письмо Костенко российским правозащитным организациям, в котором тот сообщал о пытках. Политзек писал, что его посадили в пресс-хату и там он подвергается постоянным издевательствам со стороны сокамерников по фамилиям Бульба, Баженов и Гузеев. Активист пояснял, что от него требуют показаний на его товарищей по Евромайдану.

"Подавать жалобы в администрацию СИЗО боюсь из-за угроз, поступающих от иногда заходящего и вызывающего в оперчасть человека в штатском", - также отмечал майдановец.

Между тем 3 марта пропал Федор Костенко, отец политзека. В тот день около 16 часов он въехал в Крым с континентальной Украины, о чем свидетельствовало то, что у него в мобильнике отключилась украинская сим-карта и включилась российская. Однако с тех пор его телефон не отвечал. Ранее родственники высказывали опасение, что Костенко-старшего похитили для оказания давления на сына.

9 апреля российские оккупанты провели обыск в доме Ольги Уколовой, гражданской жены Костенко. Из 12 участников обыска хозяйке представились только двое.

Несколькими днями раньше, после предварительных слушаний по делу, Поклонская заявила, что всего "потерпевшими" в ходе Евромайдана считаются около 50 крымских беркутовцев и в ближайшее время стоит ожидать возбуждения еще ряда дел, аналогичных делу Костенко.

21.04.2015


новость Новости по теме