статья Переводчики через Майдан

Дмитрий Борко, 05.02.2014
Ольга Веснянка с жилетом "Пресса". Фото Д.Борко/Грани.Ру

Ольга Веснянка с жилетом "Пресса". Фото Д.Борко/Грани.Ру

Международная правозащитная группа по ситуации в Украине сложилась стихийно из представителей самых разных международных и локальных правозащитных организаций с началом силового противостояния в Киеве. Один из членов группы Андрей Юров, только что приехавший с Украины, так объяснил повод для состоявшейся в офисе московского "Мемориала" встречи с журналистами:

"В российской прессе все происходящее в Украине рассматривается прежде всего как политическое противостояние. Но для нас было важно, что там творится с соблюдением фундаментальных прав и свобод. И мы пришли к выводу, что значительная часть протеста связана не столько с политикой, сколько с правозащитной темой. 1 декабря, когда в Киеве вышло до миллиона человек, я разговаривал с сотнями людей. Я спрашивал: так ли им важен Евросоюз? Они пожимали плечами. Так ли им нужна немедленная отставка власти? Они пожимали плечами. Мы не хотим, чтобы били наших детей, говорило большинство из них. Это была прямая реакция на зверский разгон мирных людей накануне. Второй наиболее массовый взрыв возмущения произошел после принятия так называемых "диктаторских законов" 16 января. Последний социологический опрос показал, что лишь 4 процента участников Майдана ассоциируют себя с какой-либо партией.
Две основные жалобы я слышал от людей повсюду: повсеместная безнаказанность и отсутствие справедливости. Люди привыкают к тому, что любые проблемы можно решить только силой. Идет стремительная дегуманизация общества. Очень опасная ситуация в городах восточной части: открытое противостояние, запугивание и избиения активистов, поджоги машин".

Александра Делеменчук, одна из авторов иницативы "Евромайдан SOS", долго перечисляла зафиксированные нарушения со стороны правоохранительной системы: похищения, незаконные задержания, пытки (имитация казни, лишение воздуха, избиения по "определенным органам"); нападения на врачей (в том числе прицельная стрельба по красным крестам на спинах врачей, зафиксированная на видео); похищения из больниц и машин "скорой" (в результате чего люди боятся обращаться к врачам и приходится открывать целые полевые госпитали); сотни задержаний первых попавшихся под руку, суды до 5 утра с протоколами и приговорами "под копирку". Александра приводит десятки случаев, подтвержденных фото- и видеозаписями.

"Евромайдан SOS", созданный по типу российского "ОВД-Инфо", насчитывает уже 200 специалистов и сотни волонтеров по всей стране. За первые дни в его аккаунте на Фейсбуке зарегистрировалось боле 50 000 человек. Они оперативно высылают к задержанным адвокатов, помогают людям писать заявления, направляют к врачам и в больницы, оказывают психологическую помощь пострадавшим и т.д.

Отдельная история - так называемое "привлечение третьих лиц". Бригады неизвестных с подачи органов (есть видео, зафиксировавшие совещания этих людей с офицерами милиции) занимаются задержанием, перевозкой и устрашением людей. Александра рассказывает о харьковском "народном ополчении", которому местная власть официально придает полномочия милиции.

Ольга Веснянка, журналистка и активистка "Киевского медиакиноклуба", занимается правами прессы. За два месяца мониторинг Института Массовой Информации зафиксировал 131 доказанный случай нападений на журналистов по всей Украине, а Независимый медиа-профсоюз Украины и Национальный союз журналистов - 136 случаев нарушения прав журналистов за две недели. Последние - в Запорожье, где несколько журналистов подверглись жестокому избиению милицией. Следственные органы по их заявлениям иногда заводят дела (всего пока заведено 27). Но ни в одном из этих дел, несмотря на имеющиеся видеозаписи и свидетельства очевидцев, не фигурирует никаких конкретных имен виновных, нападения толком не расследуются.

Ольга показывает красный жилет: "Сперва мы раздавали их журналистам и все в них работали. Но со временем все меньше, потому что по ним стали прицельно стрелять. Журналист у нас стал мишенью". Особенно серьезной опасности, по ее словам, пресса подвергается в восточных областях: журналисты получают угрозы, их машины сжигают, обнародуют адреса с призывами к расправе.

Оказалось, кстати, что ни один российский журналист (а их уже пострадало немало) не согласился подать заявление. Андрей Юров с изумлением рассказал, что, узнав о задержании, избиении и издевательствах над Андреем Киселевым (этот случай получил особенно шумную огласку), немедленно связался с украинским омбудсменом. Тот был готов к решительным действиям и ждал лишь заявления от пострадавшего. Но получить ответ от Киселева Юрову так и не удалось. "Передайте своим коллегам, что, оставляя без внимания такие случаи, вы лишь укрепляете веру правоохранителей в свою безнаказанность и подвергаете лишнему риску своих же!" - увещевал Юров.

Слово "безнаказанность" звучало чаще всего. Ни одному делу о превышении власти со стороны милиции пока не дан ход. Ни одному.

А что же насчет насилия со стороны протестующих? Да, оно есть. И это главное, что не позволяет нам поддержать протестующих, назвав протест мирным, отвечали участники. Рейчел Денбер из Human Rights Watch обещала, что их представители расследуют все случаи подозрений по поводу похищения людей оппозицией и угрозы в адрес сторонников Януковича. "Но мы уверены, что правоохранительные органы и так будут досконально заниматься всеми жалобами на протестующих. А вот в том, что они проявят такое же рвение при расследовании преступлений власти, мы сильно сомневаемся. Потому и уделяем этому особое внимание, - говорит Рейчел. - Любое государство имеет право на сохранение порядка. Вопрос в том, как это делать, в соблюдении общих норм. И если тех, кто жалуется на полицию, в первую очередь арестовывают и записывают в подозреваемые, то эти нормы явно не соблюдаются. С другой стороны, наши эксперты пришли к уверенному выводу, что "отстрел" журналистов был совершенно сознательным и целенаправленным".

"Я был свидетелем событий на Банковой, - рассказал Андрей Юров. - Там была реальная возможность отделить небольшую группу хулиганов из 15-20 человек и прекратить их провокации. Но полиция либо не хотела этого, либо оказалась совершенно непрофессиональна. Вместо этого они ответили массовыми избиениями непричастных к нападениям людей, в том числе женщин, журналистов. Вообще складывается впечатление, что полиция не ставит задачи выявлять и задерживать радикалов. Репрессии носят случайный и массовый характер".

Сегодняшние лидеры оппозиции вне зависимости от их рейтинга популярности не в состоянии разговаривать с протестом и быть реальными переговорщиками. Ситуация очень опасная, заключил Юров.

Дмитрий Борко, 05.02.2014


в блоге Блоги

новость Новости по теме