статья Путин таится в деталях

Александр Осовцов, 27.05.2005
Александр Осовцов. Фото Граней.Ру

Александр Осовцов. Фото Граней.Ру

В молодости, готовясь к байдарочному походу по двум рекам Новгородской области, мы планировали проехать участок, их разделяющий, на автобусе. Дорога (и автобусный маршрут) были обозначены на карте. И на местности была остановка с табличкой и расписанием с точностью до минуты. Но внизу, очень мелко, была приписочка-примечание: "По хорошей дороге". Насколько хороша была неасфальтированная дорога весной 1980 года (впрочем, и любого другого) в Новгородской области между реками Люта и Плюсса, догадаться нетрудно.

Надо сказать, что на фоне советской политики тех лет это примечание к автобусному расписанию было очень откровенным и гуманным. Ведь никаких примечаний такого рода власти СССР, в отличие от новгородских транспортников, не делали. Да и как бы звучало название XVII съезда ВКП(б) – "Съезд победителей (избежавших расстрела)"? А сколько страниц занял бы том с примечаниями к любой из советских конституций с их описаниями свободы слова, собраний, передвижения и т.п.? Да к одному только разделу речи Брежнева на XXV съезде КПСС о повышении уровня жизни советских людей и их обеспеченности товарами народного потребления примечаний набралось бы больше, чем 55 томов полного собрания Ленина.

Нынешняя власть, конечно, другая, и можно утверждать, что уровень ее откровенности практически достиг того, который существовал в автобусном расписании в Новгородской области 25 лет назад. Но в таких случаях очень важно читать внимательно, особенно то, что внизу и мелким шрифтом. А то будешь ждать автобуса, пока дорога не станет хорошей. А ведь политика – не автобусное расписание в чистом виде, поэтому примечание про хорошую дорогу может быть совсем не на той же самой табличке. И чтобы понять, какое примечание относится к интересующему вас расписанию, надо иногда смотреть тот же самый текст, иногда – другой, порой даже другого автора, и всегда, чтобы оценить вероятность выполнения декларации, иметь в виду контекст, общий вектор действий обещающего(-их).

Вот, например, во всем известном послании президент Путин обещал, что госканалы ТВ будут выражать все точки зрения, существующие в обществе. Это – расписание. Оно звучит крупно, значительно, расположено в начале важного смыслового блока. В том же тексте ниже – примечания. Их два. Во-первых, непосредственно тезис касается лишь фракций в Думе. То есть точки зрения Б. Грызлова, Г. Зюганова, В. Жириновского и Д. Рогозина для общества важны, а вот А. Солженицына, М. Горбачева, Б. Васильева, Г. Каспарова, А. Проханова, М. Касьянова, А. Дугина и т.п. – неизвестно. А во-вторых, следить за всем этим должна будет комиссия общественной палаты, формируемой, как известно, из тех, кого рекомендует президент, и теми, кого он рекомендовал.

Получается, что "хорошая дорога" в данном конкретном случае та, которую в качестве таковой признали Путин и его окружение. Чем, спрашивается, это отличается от существующих еженедельных планерок в администрации президента же, где определяются основные параметры работы госканалов? Ничем кроме красивой таблички.

Другой пример. Бизнесменам сообщают, что срок давности по приватизационным сделкам сокращается с 10 лет до 3. Примечание: по сделкам в эпоху ельцинской приватизации и 10 лет уже истекли. Между прочим, с точки зрения российской прокуратуры, Ходорковскому и Лебедеву это никак не облегчает жизнь. А кому облегчает? Ясно, что сейчас что-нибудь значимое могут приватизировать только члены "семьи" Путина. Риски у них начинаются (если начинаются) в 2008 году, на дворе – 2005-й. 2008 - 2005 =... О! С учетом того, что "Роснефть" (вместе с "Юганскнефтегазом" и даже "Байкалфинансгрупп") стоит в программе приватизации на 2006 год, не удивлюсь, если Путин решит, что и три года много, так что либеральнее будет сделать два. В этих пределах считать умеют многие даже из его окружения - это легче, чем понять, что налоги не могут превышать доходы, как прокурорские насчитали "ЮКОСу".

Вывод: не следует удивляться тому, что после таких заявлений отток капитала из России не только не снизился, а наоборот, возрос. Дураков нет (по крайней мере среди предпринимателей), все поняли, что красивая табличка – для всех, а содержательно важное примечание – опять-таки для своих.

Красивая табличка – административная реформа, борьба с засильем бюрократии, административным произволом и "налоговым терроризмом". Тут примечаний так много, что, как видите, для них понадобилось много табличек. Здесь возрастание численности аппарата госуправления в несколько раз по сравнению с СССР(!), Ходорковский и Лебедев в тюрьме, избитый и изнасилованный город Благовещенск и пр.и пр. Отдельная история – это юбилей Победы, на который не пускали ветеранов, потому что у них не было спецпропусков. Кому выдавали спецпропуска, все и так понимают, без письменных разъяснений. Так же, как трудно не понять, что чувствует человек, переживший ленинградскую блокаду, получив к празднику от властей в подарок килограмм сахару и килограмм крупы.

Отдельная табличка – это современная российская демократия и, как было объяснено Бушу в Братиславе, некоторые ее национальные особенности, тоже в виде примечаний, которые и перечислять лишний раз неохота, потому что это все путинские новации в политической жизни, касающиеся и Совета Федерации, и Думы, и губернаторов, и местного самоуправления, и политических партий, и СМИ, и права граждан на референдум, и судебной системы, направлены против всего, что есть суть и смысл демократии и гражданского общества. В примечаниях все эти вещи постигла такая же судьба, как жителей башкирского Благовещенска.

Ну хорошо - и как же тогда следует поступать? К счастью или к сожалению, но за 25 лет я не придумал ничего нового, а в далеком олимпийском 1980-м мы, конечно, не стали ждать, пока дорога сама вдруг станет хорошей и по ней поедет государственный автобус, а просто наняли трактор с прицепом. Не так дорого и обошлось...

Александр Осовцов, 27.05.2005