статья Причастный попал в оборот

Илья Мильштейн, 17.06.2009
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Читаешь и глазам не веришь. Проживающий за границей гр-н Глущенко является в 58-е отделение милиции города Питера и желает получить новый паспорт. У старого документа, видите ли, истек срок годности, и вот Михаил Глущенко дисциплинированно возвращается на Родину, где его, конечно, тут же в отделении и задерживают.

Странно только, что не в аэропорту.

У нас ведь пока не сажают за просроченный внутренний паспорт. А если человек проживает в чужих краях, то обычно там и продлевает свой заграничный орластый, в консульстве или в посольстве. Правда, не исключено, что за рубежом (в Испании, говорят) Глущенко жил под чужим именем. И пересекать порог российского консульского учреждения до последнего времени не хотел. По причине сугубо личной.

Дело в том, что в России Глущенко Михаил Иванович, бывший боксер, бывший депутат Госдумы от ЛДПР, был объявлен в розыск. В качестве подозреваемого в организации убийства Галины Старовойтовой. Во время суда один из свидетелей, служивший в охранном предприятии "Святой благоверный князь Александр Невский" и занимавшийся слежкой за Старовойтовой, показал, что заказ на ее убийство исходил именно от Глущенко.

Как известно, суд завершился осуждением исполнителей, а до организаторов преступления добраться так и не удалось. Когда Ольга Старовойтова, сестра погибшей, в мае 2003 года сообщила, что по версии следствия к убийству могут быть причастны люди из ЛДПР, опровергать это сообщение на НТВ явился лично Жириновский. Причем очень непохожий на себя. Говоривший тихо, как бы даже примирительно, но с такой ненавистью в пустых обычно глазах, что хотелось наградить следователей ФСБ за отлично проведенную работу.

С другой стороны, осталось непонятным, какие мотивы были у заказчиков убийства, если нити действительно тянутся в ЛДПР. Идейная, от живота веером, непримиримость? У этой партии, рожденной в перестроечные времена в чекистской колбе, никакой идеологии никогда не было. Личные счеты? Галина Васильевна от всей души презирала Жириновского и его партайгеноссен, но это чувство разделяли с ней миллионы людей в России. А с Михаилом Глущенко, как говорил один из помощников Старовойтовой, она даже не была знакома. Бизнес? Глущенко, если верить разнообразным сливам в прессу, был связан с тамбовской ОПГ, но опять же - при чем тут Галина Васильевна?

В том, что убийство на канале Грибоедова было политическим, давно уже никто не сомневается, включая следователей и суд. Это не значит, что Глущенко ни при чем. Однако в то, что человек, арестованный вчера при попытке получить новый паспорт, является прямым заказчиком убийства, поверить трудно. Разве что еще одно звено в цепочке.

И еще трудней понять, зачем его потянуло на место прописки. Он почему-то был так уверен в своей безнаказанности? Почему? Он невиновен? Но отчего тогда скрывался столько лет? Он получил ложную информацию, что его имя удалено из базы данных, и попался в эту ловушку?

Гадать пока бессмысленно. Тем более что сведения, просочившиеся из МВД, скупы: Глущенко сегодня инкриминируется лишь вымогательство по делу шестилетней давности. Впрочем, обещано, что бывшего народного избранника будут проверять на причастность к другим, "громким" делам. Это обнадеживает. Ведь после того, что случилось в Петербурге вечером 20 ноября 1998 года, только одна надежда и осталась. Надежда без срока давности на то, что рано или поздно все, кто заказывал, следил и убивал, предстанут перед судом. Там их и пропишут.

Илья Мильштейн, 17.06.2009