статья Приходы и уходы

Николай Митрохин, 01.04.2009
Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Новая метла не всегда метет особенно чисто. Патриарх Кирилл сразу после избрания обещал не проводить реформ внутри церкви - и свое обещание он, похоже, готов сдержать. Решения, принятые на вчерашнем заседании Священного синода - первом после интронизации нового патриарха, - сенсационны лишь по форме. По сути же он соответствуют той политике церковного управления, которая проводилась в предыдущие десятилетия.

Один известный либеральный богослов, близкий к окружению Кирилла, обедая в январе с автором этой статьи, сказал: "Церковные реформы - дело неспешное. Все говорят - снимут Климента, снимут. Снять-то снимут, но не так сразу. Церковная месть должна быть медленной, но неизбежной". Пожевав греческого салата, он задумчиво добавил: "Вот, например, создадут церковные округа и отправят его главой такого округа куда-то на Дальний Восток".

Прогноз богослова оправдался, хотя и не в полной мере. Митрополит Климент - соперник митрополита Кирилла на выборах патриарха - при первой же возможности был отстранен со своего поста и выведен из состава руководящего церковного органа. О христианском милосердии к проигравшему в борьбе за власть в церкви речи тут быть не могло. Как и, например, о сохранении соперника (которого как-никак поддержала четверть участников Поместного собора) в списке первых лиц РПЦ для демонстрации того, что выборы есть нормальный механизм выбора лучшего из достойных.

Предоставленное Клименту место главы Издательского отдела особенно унизительно, поскольку отдела этого по существу нет. Фактически эта структура последние двадцать лет выступала как одно из нескольких крупных церковных издательств, однако именно издательские дела решением Синода сохранены за прежним председателем отдела, чья должность переименована в директора издательства МП. Новому останется только возможность созывать абсолютно бессмысленные совещания церковных издателей и просить их сдавать обязательные экземпляры в Синодальную библиотеку, а также рассматривать споры между ними по поводу копирайта и издательских прав. Веселенькая перспектива для человека, который еще недавно формально рулил всей внутрироссийской церковной политикой, готовил хиротонии и перемещения епископов и контролировал финансы Московской патриархии.

На его место (пока с временными полномочиями) пришел очень неожиданный персонаж - архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков). Этот не склонный к публичным заявлениям ревностный фундаменталист известен как активный благоустроитель вверенной ему епархии. Он не только насоздавал немало монастырей, но и успешно раскрутил культ екатерининского адмирала Федора Ушакова, занявшего место в пантеоне "новорусских" святых.

Фундаменталист, сменивший консерватора Климента, должен символизировать присутствие в руководстве церкви иного, чем победившие "прогрессисты", идеологического течения. В его полномочия входит вмешательство в многочисленные внутрицерковные конфликты (главным образом жалобы священников на епископов) и курирование борьбы с внесистемной оппозицией курсу Священного синода. Таким образом, в прямое продолжение византийской традиции церковного делания, дальнейшая борьба с фундаменталистами будет осуществляться руками фундаменталиста же. Но вот финансовые рычаги у него отобрали, передав в созданное финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, рулить которым будет бывший подчиненный Кирилла архимандрит (его по данному поводу возведут в сан епископа) Тихон (Зайцев), возглавлявший доселе Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

Вполне ожидаемым стало назначение на место неформального "второго человека" в церкви - главы Отдела внешних церковных связей. Им стал 42-летний архиепископ Иларион (Алфеев), сделавший в последние годы стремительную карьеру. Рукоположенный всего семь лет назад на пост епископа-помощника малозначимой епархии, он пребывал все это время за рубежом на церковно-дипломатических постах. Теперь он будет курировать все международные связи церкви. Назначение молодого по церковным меркам и "прогрессивного" выпускника Оксфорда на столь высокий пост можно было бы считать существенным изменением во внутрицерковной кадровой политике, поворотом ее в сторону интеллектуалов, если бы его многочисленные таланты не "уравновешивались" отвратительным характером.

Унаследовав статус главы ОВЦС, Иларион, однако же, не сможет стать новым Кириллом. Прежний церковно-бюрократический монстр решением Синода фактически распущен. Power Кирилла перешла в superpower, и сохранение за его ведомством прежних полномочий признано излишним. Из ОВЦС выделяется аж три ведомства: Отдел по взаимоотношениям церкви и общества во главе с хорошо известным столичным журналистам, дипломатам и профессиональным тусовщикам протоиереем Всеволодом Чаплиным; Секретариат Московского патриархата по зарубежным учреждениям (заведующий - епископ Егорьевский Марк (Головков)), Синодальный информационный отдел, председателем которого становится Владимир Легойда - главный редактор журнала православного гламура "Фома". Функции этих отделов во многом пересекаются, поэтому путаница между ними в ближайшие годы неизбежна. Но как административное мероприятие подобное разделение было необходимо.

Другой вопрос, что Синод вновь переступил Устав церкви и завел структуры, в нем не предусмотренные: упомянутый выше "специальный секретариат" по зарубежным учреждениям, функционирующий при патриархе, а также шедевр бюрократического новояза - "Комиссию по образованию Межсоборного присутствия Русской православной церкви". Чем будет заниматься последняя, не очень понятно. В документах Синода сказано, что "в рамках [Межсоборного присутствия] могли бы получить общецерковное обсуждение требующие того вопросы церковной жизни". Предположительно речь идет о церковном аналоге "Общественной палаты" - имитации церковной "соборности", которой православные пропагандисты любят кичиться перед католиками.

Реально же в новой церковной архитектуре, выстраиваемой Кириллом, пытаются найти место не только для "прогрессистов" и либералов - которые несомненно усилили свои позиции с повышением архиепископа Илариона и Всеволода Чаплина, а также с созданием подконтрольного им Межсоборного присутствия, - но и сделать реверанс в сторону фундаменталистов (архиепископ Варсонофий) и черносотенцев. Для самоорганизации последних на этом Синоде создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы с такими однозначной репутации сопредседателями, как архимандрит Тихон (Шевкунов) и писатель Валентин Распутин.

Дальнейшие перемены в системе церковного управления неизбежны. За время продолжительного патриаршества Алексия II они не только назрели, но уже и перезрели. Руководители церковных министерств - синодальных отделов, - находящиеся на своих постах по 16-18 лет, явно засиделись. На прошедшем Синоде своего кресла лишился самый слабый из них - завотделом церковного образования и катехизации Иоанн (Экономцев) (его сменил еще один давний подчиненный Кирилла - епископ Меркурий (Иванов), переместившийся в это кресло из представительства РПЦ в Нью-Йорке), но очевидно, что за ним придет черед и других его коллег - отвечающих за церковные вузы и молодежь. Скорее всего в течение года сменят и пару наиболее немощных постоянных членов Священного синода.

Команде Кирилла, о которой мне уже приходилось писать в "Гранях", нужны места для своих. И хотя консервативные и фундаменталистские оппоненты получают знаки уважения, кадровых перспектив у них нет. Но при этом новое вино вливается в старые мехи, перспективные кадры приходят в устоявшиеся структуры и используют традиционные механизмы осуществления своей власти - в первую очередь директивы, "полновластие" и манипулирование церковным законодательством. А значит, принципиально в церкви ничего не меняется и она продолжает воспроизводить модель управления сталинского времени.

Впрочем, многим внутри церкви это нравится.

Николай Митрохин, 01.04.2009