статья Поместники и капиталисты

Николай Митрохин, 14.01.2009
Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Николай Митрохин. Фото: Радио Свобода

Осталось две недели до Поместного собора Русской православной церкви, на котором будет названо имя нового патриарха. 15 января должно закончиться выдвижение делегатов на собор от 157 епархий и зарубежных благочиний. Основная часть делегатов, впрочем, была избрана заранее и благодаря Интернету и энтузиазму православной общественности, составлявшей независимые списки делегатов, получила известность.

В целом ситуация с выборами делегатов соответствовала прогнозу "Граней". Отсутствие в Уставе РПЦ и решениях Комиссии по проведению Поместного собора четко прописанной процедуры избрания делегатов привело к полному самоуправству епископата, который руководил процессом исходя из собственного понимания принципов выборности. В подавляющем большинстве случаев епархиальному собранию предлагался безальтернативный список кандидатов, за который присутствующие автоматически поднимали руки. В некоторых епархиях (например, Омской и Абаканской) обошлись даже без этих формальностей - там делегаты были прямо назначены епископом.

Впрочем, в десятке епархий, во всяком случае российских (о ситуации на Украине и в Белоруссии информации крайне мало) прошли имитационные выборы с несколькими псевдоальтернативными кандидатами. В Саратовской, например, были составлены даже предварительные списки делегатов, но победили те, кто стояли в этих списках первыми. В Питере на собрании было позволено выдвигать кандидатуры, но победили те, кого назвал архиерей. В Екатеринбурге от более 300 приходов епархии на собор выбраны секретарь епархии и староста храма, где тот является настоятелем. В немногих епархиях (Белгородской, Камчатской, Хабаровской) выборы можно назвать настоящими: там были и списки альтернативных делегатов, и кое-где тайное голосование, и в итоге выборы в делегаты тех, кого хотели присутствующие на собрании священники, а не их епископ. И только в американском благочинии РПЦ была разработана и публично оглашена внятная предварительная процедура выдвижения кандидатов в делегатов, учитывающая интересы приходов.

Итоги всех этих выборов без выбора вполне логичны. На собор едут в основном те, кто входит в окружение архиерея: секретари епархиальных управлений и наместники кафедральных соборов от курии священников, настоятели любимых им монастырей от курии монашествующих. Некоторые неожиданности произошли в списках делегатов от курии мирян. Примерно от половины епархий едут те, кто и предполагался, - епископская челядь: иподиаконы, бухгалтеры епархиальных управлений, регенты архиерейских хоров, редакторы епархиальных газет, от Питера - глава протокольного отдела епархии, от Липецка - личный врач архиерея и т.п.

Другую половину списка можно разбить на две примерно равные части. Во-первых, среди делегатов от мирян оказалось неожиданно много представителей регионального чиновничества. От Омска по специальному приглашению архиерея едет губернатор, от Приморья - жена губернатора (актриса и модель), от Приднестровья - сын президента, от Калмыкии - зампред правительства, от Иванова - председатель общественной палаты, от Нижнего Новгорода - глава управления Федеральной налоговой службы.

Другая часть избранных делегатами мирян - спонсоры епархии, или, на церковном языке, "ктиторы" храмов. Не сказать что эти люди совсем чужды церкви - они действительно в большинстве своем, насколько эта возможно установить по опубликованным данным, более или менее регулярно жертвовали и даже иногда действительно ходили на службы. И их избрание дает возможность представить, какие сейчас у церкви презентабельные с точки зрения епископата благотворители. Мирян Ростовской епархии будет представлять владелец табачного холдинга (и депутат Госдумы), мирян Ульяновска - владелец шоколадной фабрики и ресторана со стриптизом (он же неудачливый рейдер, чьи действия по масштабному расхищению государственного имущества были успешно опротестованы через суд прокуратурой), а от Астрахани поедет директор цирка. Откровенных бандитов среди них все же вроде бы нет, что уже немало.

Настоящей сенсацией этих выборов стало, однако, другое. За прошедшие между выборами патриархов 18 лет в РПЦ произошла гендерная революция. Еще в советское время женщины составляли абсолютное большинство среди прихожан, однако аппарат церковного управления оставался в руках мужчин. На соборе 1988 года вопрос, можно ли женщинам быть среди делегатов от мирян, дискутировался как актуальный. Сейчас же российские епархии осознали, что без женщин им не обойтись. Из 55 российских епархий, данные по выборам делегатов в которых уже поступили, женщины по одной из двух возможным для них курий (монашествующие и миряне) были выбраны в 24, причем на соборе Анадырскую и Тамбовскую епархии будут представлять по две женщины, избранных от обеих этих курий. От Украины избрано 13 женщин. Вместе с делегатками от специальной квоты "женские монастыри" и представительницами других нероссийских епархий и благочиний дальнего зарубежья они получат не менее 50 голосов из примерно 750, что будет большим прорывом.

Тем не менее выборы показали, что за исключением незначительного большинства делегатов, реально избранных от духовенства (миряне из процесса были заведомо исключены), представители епархий будут голосовать так, как им повелят их епископы. Другое дело, что позиции епископата пока неопределенны, а вся процедура выборов патриарха не исключает, что они могут вылиться в колоссальный скандал, в котором хорошо если не дойдет до таскания за бороды.

Предполагается, что кандидатов в патриархи должен назвать Архиерейский собор - собрание всех епископов церкви. Он должен состояться за два дня до Поместного собора, на котором будет избран патриарх. При этом до сих пор неясно, каким образом будет организован этот выбор. Ожесточенные споры ведутся даже по вопросу о том, будет ли голосование или дело решит жребий. А может быть, представитель администрации президента РФ огласит свое "доброе свидетельство от внешних", а делегаты будут одобрять его подбрасыванием митр и шапок.

Каким образом в таких условиях смогут заявить о себе кандидаты, и вовсе непонятно. У них просто не будет времени прояснить свою позицию между Архиерейским и Поместным соборами и скорее всего не будет даже возможности выступить перед делегатами. Какие аргументы за или против кого-то из них будут у двадцатилетнего биробиджанского растамана, попавшего в столицу (возможно, впервые в жизни) в числе делегатов от мирян и видевшего потенциальных кандидатов только на картинке в церковном календаре? Весь избирательный механизм работает на то, чтобы общецерковный выбор делался на основе закулисных договоренностей да еще медийных кампаний, которые со второй половины декабря развернулись в поддержку основных, но все еще неофициальных кандидатов.

Партия, поддерживающая митрополита Кирилла, в состав которой, не дождавшись сигналов от былого бесспорного фаворита митрополита Минского Филарета, записались теперь почти все заметные церковные "прогрессисты" из числа работников пропагандистского аппарата и сферы церковного образования, действует более или менее открыто. Православный сегмент Интернета переполнен их декларациями. Общий их смысл в том, что если не избрать действующего местоблюстителя главой церкви, то борьба за души следующего поколения потенциальных верующих будет проиграна. Вместе с тем они не склонны сдерживать себя в использовании технологий "черного пиара". Например, контролируемое "кирилловцами" религиозное отделение агентства Интерфакс не только агитировало за местоблюстителя, но и дало публикацию, сознательно компрометирующую одного из потенциально возможных кандидатов второго ряда - митрополита Черновицкого Онуфрия.

Сторонники митрополита Климента действуют "без базара", ибо говорить что-то связное не обучены, но нахрапом. В конце декабря они оседлали собрание по выборам делегатов от семинарий - и продемонстрировали всю мощь административного ресурса. Собрание, на котором имели хорошие шансы быть выбранными сторонники митрополита Кирилла, под грубым давлением епископов, поддерживающих Климента, в том числе его родного брата - архиепископа Тобольского Дмитрия, и в результате сговора части ректоров семинарий провернуло дело в пользу лиц, административно зависящих от управляющего делами Московской патриархии. "Кирилловцы", в том числе самый известный из них - диакон Андрей Кураев, - подняли шум в Сети - миссионер на своем сайте даже обозвал организаторов переворота "атеистами с панагиями", но было уже поздно.

Какие крики и обвинения будут раздаваться ближе к делу, мы еще услышим. А пока церковный народ, которому одинаково противны оба основных кандидата и малоизвестен преждевременно высунувшийся престарелый глава украинской части церкви, составляет свои рейтинги. В них, как и предполагалось, доминируют малоизвестные за пределами церкви консервативные архиереи с незапятнанной репутацией. Помимо уже упоминавшегося выше опытного украинского администратора, митрополита Черновицкого Онуфрия, в список желаемых входят "человечные" (что большая редкость для епископата) владыки - Томский архиепископ Ростислав и Тернопольский архиепископ Сергий, а также активный участник объединения РПЦ с РПЦЗ митрополит Штутгартский Марк. Их сторонники (которых больше всего у Ростислава) живут надеждой, что делегаты откажутся принимать участие в схватке кланов и выберут патриарха по совести.

Что ж, в истории русской церкви бывало и такое.

Николай Митрохин, 14.01.2009