статья Судорожное сокращение

Владимир Ермолин, 15.10.2008
Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Владимир Ермолин. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Перемены, о которых всю последнюю неделю министр обороны Анатолий Сердюков говорил при каждом удобном случае, а общую картину обрисовал на коллегии МО РФ в минувший вторник, объединены одним ключевым словом – "сокращение". Что уже ласкает слух сторонников экономии в военном деле. Остается только уяснить, на какой результат можно рассчитывать к 2012 году - сроку окончания судьбоносных перемен в армии и на флоте.

Чтобы понять, насколько системно протекает оптимизация Вооруженных сил, вспомним, что осенью 2003 года президент и верховный главнокомандующий Владимир Путин объявил об окончании военной реформы. Мол, хватит, терзать военных перспективой постоянных потрясений. Наступила стабильность. В частности, больше никаких сокращений – нужная численность армии достигнута. Можно, конечно, посчитать нынешнее громадье планов революционной инициативой нового президента. Но, во-первых, Сердюков и все, что от него исходит, – это инициатива Владимира Путина. Во-вторых, в способность Дмитрия Медведева столь радикально корректировать планы старшего товарища верится плохо. Так что будем считать нынешние резкие движения логическим продолжением прежних, плавных. В том смысле, что решения в отношении армии и флота принимаются как бы на перспективу (в виде госпрограмм на некий период), но их реализация носит большей частью импровизационный характер. Что иногда приводит к безвременному угасанию самых дерзких предначертаний.

Простой пример. Не в прошлом веке, а при нынешней власти была принята федеральная программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года". Прошло шесть лет и она вдруг устарела. Более того, оказалась тормозом реформ. О чем нынче на военной коллегии доложил замминистра генерал армии Николай Панков. Теперь надо бросить все силы на создание учебно-научных центров видов Вооруженных сил, куда слить все профильные вузы, допризывную подготовку, подготовку младших командиров, школы мичманов и прапорщиков. Словом, всех, кто постигает военные знания, – от школьника до слушателя академии. И создание таких центров, по мнению генерала, должно идти по примеру гражданских научных объединений – типа сибирского Академгородка. Только военгородка.

Пусть идею генерала оценит время. Но интересно, во сколько она обойдется бюджету. Недоделанная "программа до 2010 года", например, уже обошлась в без малого 6 млрд рублей. Она делалась в расчете на офицерский корпус числом 450 тысяч (сказал же Путин – сокращение закончено). Теперь по-быстрому перестраивается на 150 тысяч. И с 58 вузов до 10. С 1 декабря этого года гигантский замысел начинает свое движение – в сфере финансов и штатного расписания прежде всего.

Военных вузов у нас и после сокращения много, система громоздка и затратна. Все надо переделывать. Кто бы спорил. Вместо этого приняли заведомо половинчатую программу. Вбухали в нее кучу денег. И на восьмой год пребывания во власти одной команды прозрели. Касается это и генералов. Тот же Панков в замах с 2001 года. Будучи главным по кадрам, играл одну из ключевых ролей в подготовке ныне забракованной программы. Это вообще характерно для российского новаторства – строят, а потом рушат построенное, и снова строят, и снова рушат в основном одни и те же люди. Начиная с главного прораба.

Можно очень не любить военную систему (она того во многом заслуживает), но тут посочувствуешь преподавателям, слушателям, курсантам, всем, кто за последние годы попадает в мясорубку очередного реформирования военного образования. Да и итог тот же - нехватка кадров на первичных офицерских должностях. В Сухопутных войсках она составляет уже около 30%. В непрерывно сокращающихся ВМФ и ВВС тоже беда с лейтенантами – почти на каждое четвертое место, предназначенное выпускнику военного вуза, сажают "пиджаков" (гражданских спецов) или вовсе прапорщиков. Качество соответствующее. Теперь одна задача - подогнать численность армии и флота к возможностям военного образования. 150 тысяч офицеров – все легче.

Итак, надо за три года отправить в запас 300 тысяч офицеров. По сто тысяч в год. "По живому резать не будем", - заверил Сердюков. А как тогда? А так: человека с должности снимают, выводят за штат, и сидит он себе дома, получая почти те же деньги, что и его бывшие сослуживцы, пока не будет обеспечен квартирой (все согласно закону). Мой бывший сослуживец в звании капитана 1 ранга "служит" на Балтфлоте таким образом уже три года. И неизвестно, когда реальный дембель.

Федеральная программа обеспечения военнослужащих жильем выполняется так же, как и прочие программы Минобороны, то есть не выполняется. Сегодня военная казна выплачивает ежегодно в среднем около 200 тысяч рублей фактически неработающему офицеру. С учетом того, что таких в "зале ожидания" уже собралось более 30 тысяч, легко посчитать, во что обходятся бюджету провалы жилищной программы. А со следующего года в тот же самый "зал" хлынут "сердюковцы" – из тех сокращаемых 300 тысяч. Квартир-то как не было, так и нет. И жилищная программа катится в тот же отвал, что и реформа военного образования.

А есть еще программа вооружения на период до 2015 года, есть видовые программы вплоть до 2020 года (а ВМФ разогнался и до 2060-го). И все они трубами большого диаметра подключены к федеральному бюджету. И трубы эти гудят день и ночь. Но теперь выяснилось, что структуры меняются. И одно дело клепать оружие и всю инфраструктуру для авиационных полков, дивизий, другое – для авиабаз. То же самое касается и намерения превратить всю армию в войска постоянной боевой готовности. Тут нужна абсолютно новая программа вооружений, параллельно – программа реформирования оборонного комплекса. Старые планы есть, о новых ничего не слышно. Хотя бюджеты на ближайшие три года сверстаны, под них подстраиваются сотни предприятий "оборонки".

Меньше всего хотел бы выступать против реформирования нашей военной машины. Вооруженные силы России катастрофически нуждаются в переменах - и в том же сокращении, и в перевооружении, и в оптимизации структуры, и в изменении планов применения. Много чего надо сделать с нашей армией, чтобы она перестала быть "черной дырой" для федерального бюджета и тяжелой на подъем, когда дело касается национальной безопасности.

Но пока только блефовать получается да пускать пыль в глаза бутафорскими по большей части маневрами. И блиц-война с Грузией, которую официальные чины выдают за выдающуюся победу, выявила полную несостоятельность современной системы управления. Системы, которую тот же Сердюков уже успел изрядно перетряхнуть, не позаботившись о ее живучести.

Не сами реформаторские шаги пугают, а их внезапность и порывистость. Сердюков только огласил свои планы, а их реализация, согласно поступившим на места директивам, уже начинается 1 декабря этого года. И не случайно в Московском, Сибирском и некоторых других округах приостановлена призывная кампания. Если так резко меняются штаты, сокращаются целые части, надо заново решать, куда и сколько направлять новобранцев. И вообще вопросов возникает масса, а процесс уже идет вовсю.

И вот что досадно: кавалерийские наскоки штатского министра, сопровождаемые реляциями об экономии народных средств, приветствуются теми, кто много лет борется за слом устаревшей военной машины. Словно одной фразы о сокращении генеральского корпуса на 200 голов достаточно, чтобы признать Сердюкова великим реформатором.

А ведь может статься, что радость тех, кто так очарован быстротой и натиском реформ, проводимых Сердюковым, завтра сменится унынием. Поскольку обновленная таким макаром армия обернется для страны возросшим финансовым бременем при малой эффективности. Как апартаменты министра обороны, чья перестройка уже обошлась казне в 219 миллионов долларов.

Видео Грани-ТВ: Владимир Ермолин и Александр Гольц о реформах Сердюкова

Владимир Ермолин, 15.10.2008


новость Новости по теме