статья Ливрейский вопрос

Дмитрий Шушарин, 11.08.2008
Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин

Рекомендация Александра Галича евреям не шить ливреи и не торговать елеем этнически не ограничена. Так просто слова зарифмовались. Совет этот был адресован всем, кто чувствовал себя чужаком в обществе власть имевших. Многие пытались показаться своими, но система раннего оповещения работала прекрасно. И судьбы тех, кто сделал перестройку, ничего не доказывают: нет никакой уверенности в том, что они на самом деле были чужаками. Это вообще большой вопрос - до каких границ возможна адаптация человека к существованию в звериной стае. И чего в нем остается больше, звериного или человеческого, когда он после многих лет мимикрии получает возможность вернуть себе человеческий облик.

Применительно к нынешней ситуации ливреи – это патриотические одежды, а елей – эта та продукция, которая требует некоторых интеллектуальных усилий. Прежде всего то, что именуется информационной войной. Которую, как говорят многие вполне лояльные и не слишком кровожадные интеллектуалы, Россия проигрывает.

То есть евр..., простите, интеллектуалы полагают, что могли бы вести эту войну лучше. И, разумеется, удивлены собственной невостребованностью. В этом удивлении я ничего плохого не вижу, это не в осуждение, напротив, на мой взгляд, это очень полезное удивление. При наличии интеллектуальной честности оно может привести к адекватной оценке происходящего.

А происходит то, что я назвал бы призванием хама. Которому ливрею сошьют бесплатно, а елей ему не потребен. Это с одной стороны. А с другой – власть не особенно стремится к осмысленной пропаганде. Похоже, даже несколько ее побаивается.

Но по порядку. Начнем с информационной войны. В представлении интеллектуалов, все еще живущих вчерашним днем, Россия должна разъяснять и обосновывать свою позицию как внутри, так и вовне страны. Противопоставить разнузданной западной пропаганде...

Но в том-то и сила нового политического устройства нашей страны, что ничего она противопоставлять не собирается. Ибо не очень-то скрывает, что цель войны – свержение президента Саакашвили, а значит, ликвидация грузинской государственности.

А информационная политика России сейчас сводится к минимизации сведений, поступающих с театра военных действий. Это, на мой взгляд, очевидно и весьма разумно, если исходить из интересов людей во власти.

Нынешняя ситуация в общественно-политической жизни России и в информационном пространстве сильно отличается от той, что была два года назад. Милитаристская истерия и призывы дойти до Тбилиси и бить грузин локализованы в блогосфере, на сайтах определенного содержания и в заявлениях политических образований с соответствующей репутацией. На этом фоне молитвы либерал-лоялистов о даровании войны и их призывы покарать изменников Родины, позволяющих себе осуждение российской агрессии, даже смешны. Это явно лишнее, товарищи. Инициативники нам не нужны. Они всегда подозрительны.

Но и призвание хама власть собирается осуществлять весьма дозированно. Это уже очевидно. Все ж видят, что кремлевские молодежки, конечно, пикетируют посольство Грузии, но делают это без прежнего задора и малыми силами. Воздушное сообщение с Грузией прервано, но экономических санкций не наблюдается. Грузинскую диаспору власть не трогает. Ничего похожего на оскорбительную антигрузинскую пропаганду официально не ведется.

Сдается мне, что власть изолировала себя как от слишком умных, так и от слишком решительных. Ее, конечно, беспокоит внешнеполитическое сопротивление агрессии, но главные страхи, конечно, перед возможной внутренней дестабилизацией. Точнее сказать, перед неуправляемой дестабилизацией, связанной с активизацией экстремистских политических сил.

Услуги этих организаций власть с удовольствием принимает, подобным настроениям подыгрывает. Но не более того. Да, хочется, очень хочется скинуть Саакашвили, превратить Грузию в марионеточное государство. И плевать на Америку с Европой – все равно будут покупать нефть и газ. Но чего в таком случае ждать от военных? От национал-экстремистов?

Нет уж, лучше поменьше сообщать о войне. И если уж дестабилизировать ситуацию с целью усиления собственной власти, дальнейшего сокращения прав и свобод граждан, то под строгим контролем ФСБ, которая уже изобличила десять агентов грузинских спецслужб и засекла двенадцать грузинских же боевиков. Но только без самодеятельности, товарищи. И без излишнего рвения. Как интеллектуального, так и прямо противоположного свойства.

Но все это верно при одном условии: если в Кремле еще не потеряли инстинкт самосохранения и понимают, что на смену эстетствующим идеологам может прийти хам. Который начнет с того, что заживо съест идеологов. Но это еще ничего, идеологов-то сдадут. Вместе с интеллектуалами, собиравшимися торговать елеем. Но то, что хам захочет еще и свою долю получить в серьезных делах, - это весьма тревожно. А у страха глаза велики.

Но к торговцам елеем со страху не обратятся, нет. Скорее начнут соревнование с хамом. Может быть, следующей мишенью станет Крым. Или же - о чем мы узнаем в ближайшие часы – война в Грузии будет продолжена, несмотря на заявления о завершении операции.

В любом случае ливреи пока не пригодятся.

Дмитрий Шушарин, 11.08.2008