статья Кто убил Александра Литвиненко: мнения

Анна Карпюк, 24.11.2006
Александр Литвиненко. Фото АР

Александр Литвиненко. Фото АР

"Ублюдкам удалось достать меня", - сказал перед смертью Александр Литвиненко. Он имел в виду Кремль и российские спецслужбы. Однако насчет того, кто виновен в убийстве, есть разные точки зрения. Читайте мнения Ирины Хакамады, Владимира Рыжкова, Юлии Латыниной, Андрея Солдатова, Сергея Маркова.

Ирина Хакамада, президент фонда "Наш выбор":

Конечно, я полагаю, что это отравление. Вряд ли случившееся связано со старыми историями - ведь заявления Литвиненко по взрывам домов в Москве были сделаны давно, и после этого он спокойно жил в Лондоне. Я думаю, это как-то связано с тем, что произошло в последнее время. Литвиненко делал много заявлений по поводу убийства Анны Политковской, и похоже, что дело именно в этом.

Но я не знаю, кто в этом заинтересован и кто это осуществлял. Самый популярный сценарий - что его "убрали" за предательство "конторы". Но многие его заявления по этому поводу были сделаны уже давно, и он давно уже эмигрировал.

Владимир Рыжков, депутат Госдумы:

Я не сомневаюсь, что это политическое убийство. Самый вероятный заказчик и исполнитель – российские спецслужбы, потому что именно их атаковал Литвиненко в своих выступлениях и книгах. В частности, он обвинял ФСБ во взрывах жилых домов в Москве в 1999 году, приводя многочисленные аргументы. Если искать мотив и заинтересованные стороны, я думаю, что самая заинтересованная в его смерти сторона – это спецслужбы.

Будет ли это преступление раскрыто? Вопрос остается открытым, потому что, по всей видимости, был применен какой-то очень специфический яд, который трудно идентифицировать. Вероятно, была проведена спецоперация в центре Лондона, которую не так легко будет раскрыть. Сейчас это дело расследуется Скотланд-Ярдом, и нам остается только ждать результатов этого расследования и надеятья, что оно будет успешным.

Если найти преступников не удастся, у заказчиков и исполнителей может возникнуть непреодолимый соблазн использовать этот яд и эту схему против других противников. Поэтому все должны быть заинтересованы в том, чтобы это расследование было доведено до конца, иначе цепочка политических убийств продолжится.

Юлия Латынина, журналистка:

Последнюю неделю подозрения были у всего мира. Версии делились на две группы. С точки зрения российских властей, это российская оппозиция сама себя травит, истребляя одну часть физически, а другую – морально. Но думаю, что на Западе версия о том, что офицерская вдова сама себя высекла, не рассматривается и не котируется.

Это катастрофа. Я думаю, что это один из поворотных моментов для того, что будет с имиджем России в мире, который и так стремительно ухудшается. Очень трудно разговаривать со страной, в которой травят политических противников таллием или еще чем-то. Это две разные страны: та, в которой оппозицию травят таллием, и та, в которой оппозицию не травят таллием. И конечно же, надо вспомнить и все предыдущие истории: отравление Ющенко, взрывы газопроводов, ведущих в Грузию, арест российских офицеров ГРУ в Грузии по подозрению в терроризме, смерть Политковской. Путину будет очень трудно доказывать, что Политковскую грохнули в подворотне какие-то неизвестные отморозки: а что, таллием в Лондоне тоже пользовались неизвестные отморозки?

Для меня загадка в другом. Если это делается по прямому приказу Путина, то как этот человек может рассчитывать договориться с Западом и уйти после второго срока? Если все это делается, не ставя его в известность, то, черт возьми, что за вертикаль власти мы выстроили?! Если об этом Путина не ставят в известность, то что вообще он решает в этой стране?

За последние два месяца произошло несколько событий, после которых каждый раз мы просыпались в другой стране: после истории с Грузией, после убийства Политковской и после убийства Литвиненко. И каждый раз это был не кто-то, каждый раз это была сама власть, в той или иной форме. И это очень страшно.

Россия становится другой страной. Если раньше это было квазидемократическое государство, то теперь мы стремительно приближаемся к Белоруссии Лукашенко, где люди исчезают.

Андрей Солдатов, редактор сайта Агентура.Ру:

Получается, что сейчас у нас меньше информации, чем неделю назад. Неделю назад предполагалось, что известно название яда, были подозреваемые, которые скрылись после преступления, и была точно известна дата отравления. Сейчас получилось так, что врачи не знают названия яда, а подозреваемые дали свои комментарии, из которых следует, что они здесь ни при чем. Более того, из-за этого появились сомнения в том, когда именно произошло отравление. Практически единственный бесспорный факт, которым мы сейчас обладаем, - что Литвиненко был отравлен.

Литвиненко не обладал настолько важной информацией, чтобы его нужно было из-за этого убивать. Его доступ к секретам спецслужб прекратился 6–7 лет назад, и у него была возможность обнародовать всю ту информацию, которой он располагал. Что он, собственно, и делал. Но Литвиненко был своего рода символической фигурой - бывшим офицером ФСБ, который обвинял свою спецслужбу в тяжких преступлениях. И его убийство следует расценивать в этом плане.

Меня настораживает то, что убийство такого человека в равной степени удобно как людям в эмигрантских кругах Лондона, которым выгодно сделать из Путина своего рода Хомейни, который посылает убийц по всей Европе, так и части силовиков в Москве, которым выгодно радикализировать Путина до вот такого состояния. Меня настораживает именно это совпадение.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

Так или иначе, причиной смерти Литвиненко была его работа на Березовского. Литвиненко активно использовался Березовским в его кампаниях по шантажу и черному пиару. Известно, что долгое время Литвиненко был человеком Березовского, даже когда он еще работал в ФСБ.

Действительно, многое свидетельствует в пользу того, что он был отравлен. Я думаю, что заказчиков нужно искать среди тех, кого Березовский атаковал с помощью Литвиненко, а таких было много. Он атаковал российских олигархов, он атаковал российских чиновников, он атаковал олигархов в окружении Виктора Ющенко – в этом направлении он работал наиболее активно последний год.

Обиженных можно искать и среди уволенных из-за конфликта с Литвиненко офицеров ФСБ. Дело в том, что когда Березовский с помощью Литвиненко распоряжался ФСБ, многие офицеры выступали против этого. За то, что они вступали в конфликт с Литвиненко, их увольняли буквально пачками. Расформировывались целые подразделения ФСБ.

Мне кажется, из последних атак Литвиненко следует выделить украинский след. Известно, что там было несколько очень темных историй. Одна из этих историй связана с тем, что Березовский давал денег на оранжевую революцию. Это пугает Виктора Ющенко и ближайших к нему олигархов, которые, собственно, и получали эти деньги от Березовского.

Другая история связана с тем, что Ющенко обещал Березовскому отдать крупный кусок строительного бизнеса на Украине, но не отдал. Долгое время шли переговоры, и Березовский, видимо, оказывал давление на Ющенко. В результате Ющенко передал огромный кусок строительного бизнеса олигархам российского происхождения из Израиля.

Мы также помним, что Ющенко был отравлен по сценарию, близкому к тому, как был отравлен Литвиненко, то есть складывается ощущение, что это как-то связано с российско-украинскими олигархическо-политическими играми.

Еще одна возможная причина – это связь с чеченскими террористами. Березовский и Литвиненко имели тесные связи с чеченскими террористами. Известно, что нравы у террористов жестокие, особенно когда речь идет о доступе к тем или иным ресурсам, но чеченский терроризм отличается особенной жестокостью.

Так или иначе, Литвиненко пал жертвой той борьбы ниже пояса, которую ведет Березовский. Литвиненко был одним из солдат Березовского и пал на посту в его олигархических войнах.

Анна Карпюк, 24.11.2006


новость Новости по теме