новость Делегаты Национальной ассамблеи разошлись в оценках ситуации в Грузии

01.09.2008
Другая Россия. Изображение с сайта altweb.ru

Другая Россия. Изображение с сайта altweb.ru

На заседании питерского совета Национальной ассамблеи либералы схлестнулись с национал-большевиками, одобрившими войну в Грузии и признание мятежных республик. Нацболы хотят быть "не в гетто, а со своим народом". Гарри Каспаров уверен, что лимоновцы ошибаются "независимо от Кремля".


Комментарии
User alberteinstein, 01.09.2008 02:06 (#)

Эх, Лимон, Лимон

Эх, Лимон, Лимон, а я то тебя пытался защищать от гниды патрокла! То-то я смотрю, Патрокл на Лимона больше не лает. Скурвился, Лимоныч, ссучился. Не к добру будет это признание Осетии и Абхазии. Насрать России на их независимость. Хочет она их подмять. И тяжелого тупого и злобного Ивана будет труднее оттуда выкурить, чем генацвале с пузом, барашком и вином. Поплачут еще осетины и абхазы. А нацболам - позор. Пусть бегут к Путену на подлиз. Допустят. Заслужили.

(написано анонимно) 01.09.2008 02:19 (#)

через двадцать лет, вы будете становиться раком на мо

http://www.middleeastfacts.com/yashiko/England_rus.html

Сааков 01.09.2008 02:43 (#)

даа, в России сегодня- что позиция, что оппозиция одним хером деланные.

meson 01.09.2008 07:10 (#)

А вы простите в России живете что так в этом вопросе разбираетесь?

Крокодил Ганди 01.09.2008 02:51 (#)

Чему вы удивляетесь?

На объединенную каспаро-лимоновскую оппозицию с самого начала нельзя было без смеха смотреть. Особенно веселило, когда дряхлые грибы извесной национальности выкрикивали на "несогласных" митингах зажигательные речевки, окруженные бритоголовыми молодчиками в кожаных куртках. Как говорится в бородатом анекдоте: "Вы, бвтюшка либо крест снимите, либо штаны оденьте!"

(написано анонимно) 01.09.2008 02:55 (#)

Такая интересная игра - дать богословское обоснование девству...

(написано анонимно) 01.09.2008 02:59 (#)

А я всегда говорил,что лимон не лучше путина.

Ну может деньги в таких объемах хитить не будет и выборы сделает без медведевых. А так same shit

(написано анонимно) 01.09.2008 03:18 (#)

Чё игорёк загундосил?... Ха-ха-ха...

Насрать России на твой понос! Иди уже социал выпрашивать...

(написано анонимно) 01.09.2008 03:30 (#)

Super доктор White...

eva 01.09.2008 05:35 (#)

Дмитриев - не Лимонов

Поддержали войну и признание сепаратистов питерские нацболы. Лимонов, вроде, пока молчит. И, уж точно, не скурвился.

User sibiryak, 01.09.2008 13:28 (#)

А по-моему, все логично. Лимонов действует в русле идеологии своей партии. Это нормально и правильно. А мы с ним не согласны. Так работает демократия. Победит Лимонов, развяжет войны, погибнут наши солдаты, получим прививку от глупости.

(написано анонимно) 02.09.2008 00:40 (#)

Это точно! Плюс сто. Но позиция Кимыча - не понятна. Не кается и защищает. Тьфу!

User artist, 01.09.2008 02:56 (#)

Эта мизансцена иллюстрирует тот печальный факт, что ни культура, ни интеллигентность, ни даже гениальность в какой-либо узкой сфере не мешают человеку быть круглым идиотом. Впрочем, Гарри Кимыч давно уже это продемонстрировал. А с Савенко взятки гладки. Он типчный вечный подросток из неблагополучной семьи. Да ещё страдающий злокачественным нарциссизмом.

(написано анонимно) 01.09.2008 03:04 (#)

Вечно вчерашние решили ос ебе напомнить.

Зря. Они никому, кроме них самих не интересны. Лимон это просек и пытается бежать с тонущей посудины.

(написано анонимно) 01.09.2008 14:50 (#)

Опять гарик обосрался. Ну всё, за что он ни возьмётся, в конечном итоге в говне....

политик, мля....

(написано анонимно) 01.09.2008 03:35 (#)

Делегаты Национальной ассамблеи разошлись в оценках событий в Грузии

Однажды лебедь раком щуку....... когда не в шутку занемог..

MTV 01.09.2008 04:03 (#)

То, что сегодня происходит в Грузии, во многом на совести покойного академика Сахарова, который при жизни совершил две досаднейших погрешностей: первую – когда он изобрел оружие массового поражения, и вторую – приведя это оружие в действие, то есть, назвав Грузию «малой империей», и тем самым развязав руки реальной империи против пресловутой «малой»! У академика был наглядный пример великой империи, владеющей народами и землями, которые она в разные времена завоевывала и аннексировала. Андрей Сахаров, как естествоиспытатель, строил аналогию по гомологическому принципу, исключительно по внешним признакам. В действительности, живут же в Грузии компактными поселениями: греки, евреи, поляки, эстонцы, армяне, азербайджанцы, ассирийцы, цыгане, аварцы, удины, курды-езиды, русские-духоборы и русские-молокане… Можно было подумать, что Грузия в захватнических войнах покоряла и Византию, и Эстонию, и Израиль, не говоря уже о России, Армении и Азербайджане, народы которых в процентном отношении превосходят остальных. Но, достаточно было бы Андрею Дмитриевичу взглянуть на процессы глазами не естествоиспытателя, а правозащитника, чтобы понять – эти этносы или насильно были заселены соседскими державами (Россия, Турция, Иран) для демографической агрессии, или оказывались в Грузии в бегстве от этих самых держав, рассчитывая на толерантность страны и народа. У каждого из них – своя история и одной из знаменательных являются события, связанные с поселением в Грузии осетин. В силу сложившихся обстоятельств, когда у наших друзей и недругов возникает множество вопросов по данному вопросу, прежде, чем ответить, давайте, вдумаемся: почему это в Северной Осетии живут полмиллиона осетин, а в Южной в десять раз меньше? Почему в Южной Осетии грузинские и осетинские села расположены вперемешку? Каким таким образом единая родина одного и того же народа перекинута через высочайший хребет? Как все это произошло? А вот как: Пару столетий назад, томимые житейскими невзгодами, осетинские крестьяне отдельными группами и поодиночке перебрались в Грузию через Кавказский хребет. Хозяева поселили их посреди грузинских деревень в поместьях князей Мачабели («Самачабло») и Ксанских Эриставов, в исторической области Грузии – Внутренней Карталинии («Шида Картли»). Карталинцы позаботились как о физическом благополучии, так и о духовном воспитании гостей: пригрели, накормили, приобщили к церкви, обучили грамоте, создали им письменность. Удивленные доброжелательностью хозяев, сердобольность последних пришельцы приняли за наивность и не преминули воспользоваться удобным историческим моментом – поддерживаемые аннексировавшей Грузию Россией, шаг за шагом осуществляя хищнические замыслы: сначала Внутреннюю Карталинию назвав «Южной Осетией», с дальним прицелом – для будущего соединения с новоявленной «Северной»; затем, дождавшись часа, при правлении в Грузии ренегата Шеварднадзе, прорыв тоннель в громадине Кавказского хребта и физически сблизив две области, ну а наконец, заявлением о желании «воссоединиться с исторической родиной». Отделиться же от Грузии решили захватив с собой ее землю, на которой по сей день нет ни единого осетинского топонима, гидронима, или памятника материальной и духовной культуры! Как прикажете понять, чревато ли подобное поведение угрозой для всеобщих нравственных ценностей? Думается, да! Если чаша весов в данном конфликте когда-либо перетянет в сторону осетин, люди во всем мире потеряют веру в добро. Какой народ впредь захочет протянуть руку помощи другому, кто окажет услугу и заботу в беде? Чтобы более образно прояснить данную ситуацию чеченской редакции и посетителям сайта “Chechenpress”, проведем параллель: В одночасье с осетинами, в Грузии поселилась этническая группа вайнахов – кистинцы. Двух вожаков этого народа – Дуя и Джоколу приняла грузинская земля со своими тэйпами и другими сородичами. Поселились они в Кахетии, в Панкисском ущелье, в соседстве с грузинскими селами. И что же? Со дня прибытия начали они делить с грузинами их радость и печаль, как и подобает народу с кавказской ментальностью. И именно этой ментальностью отличались их отношения к хозяевам, от отношений самачаблойских осетин к грузинам: кистинцы вместе с грузинами боролись против самодержавного произвола, осетины стояли на страже этого самого самодержавия; во время советизации осетины подались в ряды большевиков, кистинцы же самоотверженно сражались против большевиков в отрядах национального героя Грузии, Какуцы Чолокашвили; в начале 90-х годов кистинцы были правофланговыми в рядах освободительного движения, руководимого Звиадом Гамсахурдиа, в то время как осетины всеми силами хватались за обломки советских устоев. А что было бы, если, представим, все происходило наоборот? Если бы не осетины, а кистинцы вдруг оказались покорным россиянам народом; если бы не самачаблойские осетины, а панкисские кистинцы назвали место своего проживания «Южной Чечней», а Ичкерию – «северной Чечней»; если бы не осетинам, а кистинцам прорыл Шеварднадзе тоннель в кавказском хребте; если бы не осетины, а кистинцы провозгласили отделение от Грузии и воссоединение с Северной Чечней – вот то, чем бы явилось Панкисское ущелье тогда – это и есть Южная Осетия сегодня! Но, слава Богу, нет на грузинской земле нового места для подобных превратностей: то, с какой яростью нападают российские спецслужбы на Панкиси, как все время им мерещатся там шпионы и террористы, как противятся тамошнему пребыванию чеченских беженцев: женщин и детей – все это наглядно доказывает, что неподкупно истинное кавказское племя, России не под силу переманить вайнахов и никогда не дождутся, чтобы Панкисское ущелье превратить в Южную Осетию!

MTV 01.09.2008 04:16 (#)

Забытая война забытого народа

Цанары относятся к тем народам, чья роль в истории Кавказа настолько основательно забыта, что о них знает лишь узкий круг ученых-специалистов, занимающихся древними летописями. О цанарах не упоминают учебники по истории, о них не пишут научные монографии, о них нет ни картин, ни фильмов, ни художественных книг. Весьма короток и перечень статей, в которых в связи с различными историческими событиями на Кавказе упоминаются цанары. Однако их именем полны средневековые и ещё более древние хроники греков, римлян, армян, грузин и арабов. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за помощью цари и вельможи сопредельных государств. Этот народ предан забвению, но он не исчез. В Кахетии до сих пор живут их огрузинившиеся потомки – мохевцы. В Ингушетии – клан Мальсаговых и в Чечне – тайп ЧIантий, – прямые потомки цанаров, одной их самых славных частей вайнахского круга племен и народов. Зимой 853 года цанары совершили самое великое деяние в своей истории. На южных склонах Большого Кавказа, у горловины Дарьяльского ущелья, они сначала остановили и затем наголову разбили 120 тысячную армию Багдадского халифа, вторгшуюся в Закавказье. Об этой войне, об этой победе и о происхождении цанаров мы и хотим рассказать читателю. ________ Знаменитый арабский ученый-энциклопедист ал-Масуди в книге «Мурудж аз-захаб» («Золотые истоки»), написанной в 20-30-е годы X века, приводит такие сведения о цанарах: «…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью «Аланские ворота» лежит царство Санария (Цанар), царь которого называется корискус (греческое хорэпископос), что является обычным титулом здешних царей… Они христиане. В этой стране они господствуют над многими народами. Санары утверждают, что они те, кого мы называли среди народов в стране Маариб (в Йемене)». Что это за загадочное царство на карте средневекового Кавказа, чьи границы протянулись от окрестностей Тбилиси до Дарьяльского прохода («Аланские ворота»)? Как историки, столь подробные в своих исследованиях, могли «не заметить» целое царство? Если ответ на второй вопрос целиком лежит в сфере исследовательской этики, искаженной современной политической конъюнктурой, то на первый вопрос можно ответить более или менее подробно. Начнем издалека, от древнейших сведений, обнаруженных нами о цанарах, и с вопросов, связанных с их происхождением. В средневековой армянской исторической традиции существовало стойкое мнение о том, что цанары являлись потомками халдов-урартийцев. В «Армянской Географии» VII века есть свидетельство о том, что «чанет (цаны-цанары) суть халтик (халды)». Об этом же, но более подробно, писал и армянский автор VIII века Вардан, связавший происхождение кахетинских цанаров с теми же халдами-урартийцами. После крушения в 590 г. до н.э. Урарту, часть его жителей продвинулась на север, и вскоре основала два новых государства на Кавказе. Оба эти государства носили название «Халдия». Одна из этих Халдий располагалась в районе озера Севан («море Эрета» в древнегрузинских источниках), а вторая – на восточном берегу Черного моря, в исторической Колхиде (по-урартийски Колха или Кулха – урартская клинопись передавала звуки «о» и «у» одним и тем же знаком). Об этих постурартских государствах подробно писали Геродот, Диодор Сицилийский, Гекатей Милетский и Ксенофонт. Последний вместе с корпусом греческих наемников прошел эти места из конца в конец и собрал все увиденное в свою знаменитую книгу «Анабасис» («Восхождение»). О реальности «севанской» Халдии свидетельствуют не только античные авторы, но и археология. Речь идет о «межевых камнях» царя Арташеса. Крупнейший историк раннесредневековой Армении Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский), живший, согласно традиции, в V – начале VI вв. оставил нам описание того, как царь Арташес (II век до н.э.) приказал обозначить границы Армении пограничными столбами («Межевыми камнями»). На одном из таких камней, найденном археологами на берегу Севана, отчетливо читается название сопредельной страны – Халтик. Это ещё одно свидетельство того, что Халдия («Халтик» в армянской транскрипции) располагалась к северу от Армении. Кроме того, эта надпись показывает, что «севанская» Халдия существовала, по крайней мере, ещё во II веке до н.э., и что граница между Халдией и Арменией проходила в районе этого озера. В контексте истории цанаров для нас гораздо важнее вторая, колхидская Халдия. Известно, что эту область (южную часть Колхиды) в начале новой эры продолжали населять племена, являвшиеся этническими потомками старого хуррито-урартского населения, издавна освоившего данный регион и образовавшего ещё в конце II тысячелетия до н.э. сильное государство Диаухи, затем распавшееся на целый ряд племенных союзов. Многие античные авторы, и среди них выдающийся греческий ученый Страбон из Амасии (64 г. до н.э. – 24 г. до н.э.), отмечают, что Южную Колхиду населяли халды (их часто ещё называли халибами), моссиники, ганахи и махелоны (называемые иногда макронами). Племенное наименование халдов связано с именем верховного бога урартийцев Халди. Моссиники, по свидетельству греческих авторов Дионисия и Евстафия, получили своё название от слова моссины, что означает «деревянные башни», то есть «моссиники» никто иные как «жители башен». В этнониме ганах отчетливо выделяется широко распространенный в древней Малой Азии префикс «га», в значении «страна», «место обитания». Га-нах, таким образом, «страна нахов». Что касается махелонов, то этим словом (макалон) до сих пор обозначают ингушей осетины. По свидетельству Халида Ошаева, горные чеченцы также называют ингушей «махелонами» («махлой»). Любопытно, что слово «ганах» сохранилось в языке осетин в значении «башня». Не отягощая газетную статью системой сложных доводов и специфических сопоставлений, можно сказать, что халды (халибы), моссиники, ганахи и махелоны были единым этносом, различные племенные подразделения которого носили свои локальные названия (субэтнонимы). Это обстоятельство недвусмысленно отмечает в своей «Географии» Страбон. Средневековое башенное строительство у вайнахов уходит своими истоками в деревянную башенную архитектуру более древних времен. «Иначе, - отмечает историк и архитектор Аркадий Гольдштейн, - архитектурные формы средневековых сооружений Чечено-Ингушетии и Северной Осетии просто необъяснимы». Единственным регионом Кавказа и прилегающих областей, где известно строительство деревянных башен, являлась Колхида. Знаменитый римский архитектор Витрувий оставил нам подробное описание процесса строительства и внешнего вида колхидских башен: «У колхов на Понте (Черное море) благодаря обилию лесов кладут лежмя на землю цельные деревья справа и слева и на таком расстоянии друг от друга, какое допускает длина деревьев, а на концы их помещают другие, поперечные, замыкающие внутреннее пространство жилища. Затем скрепляют по четырем сторонам углы положенными друг на друга бревнами, и таким образом выводя бревенчатые стены по отвесу к нижним бревнам, они возводят к верху башни, а промежутки, оставшиеся из-за толщины леса, затыкают щепками и глиной. Так же они делают и крыши; обрубая концы поперечных балок, они перекрещивают их, постепенно суживая, и таким образом с четырех сторон выводят к верху в виде пирамид…». Археологические изыскания на территории бывшей Колхиды (в частности, раскопки на поселении Симагра) подтвердили реальность описанной Витрувием техники строительства колхидских деревянных башен. Любой, кто видел вайнахские боевые башни, вспомнит стройные силуэты этих изящных сооружений, увенчанные пирамидальными крышами. Вполне возможно, что колхидские деревянные, квадратные в плане башни, покрытые пирамидальными крышами, явились древнейшими прототипами тех башен, что до сих пор высятся в вайнахских горах. Строительство башен и слово «башни» в племенных названиях – лишь одно звено в цепи тех связей, что объединяют в этнокультурную преемственность древнее население Колхиды и вайнахов. На этот счет имеются и более конкретные данные, часть которых мы изложим ниже. Ещё в начале новой эры в Колхиде существовало совместное царство ганахов и махелонов. Страбон отмечает, что махелоны – это старое название санов. Евстафий говорит об этом более развернуто: «Махелоны – народ понтийский… Их мы называем санами или, вульгарнее цанами… и страну санов называют Цаникой, употребляющие вульгарную форму имени». Таким образом, Евстафий наряду с греческим приводит и местное, «вульгарное» название этого народа – цаны. Мы видим, что махелоны и цаны оказываются одним народом, обозначаемым двумя названиями. Добавим сюда и уже цитированное выше указание «Армянской Географии» о том, что «цаны суть халды». Следовательно, древние и раннесредневековые авторы свидетельствуют о том, что в начале новой эры цаны (цанары), махелоны (предки современных ингушей), ганахи (нахи) и халды (урартийцы) в этой части Кавказа, известном под названием Колхида, входили в единое царство и составляли этническое единство. Затем, в том же столетии, то есть в начале новой эры, Колхида по каким-то причинам пустеет, большинство населения покидает её. Сообщение об этом оставил нам Гай Плиний Секунд (23-79 гг. н.э.). Г.А. Меликишвили полагает, что миграция населения Колхиды была вызвана набегами на эту страну «горных племен». Однако эта причина маловероятна. Все античные авторы, начиная с Ксенофонта (430-353 гг. до н.э.), отмечали необычайную воинственность халдов (халибов) и других колхидских племен. Скорее, они сами являлись источником постоянной военной угрозы для соседей. Упомянем, что ганахи прославились еще и как свирепые пираты, грабившие греческие и римские суда не только в водах Черного моря, но и в Средиземноморском море. О воинственности колхидских племен Арриан, губернатор Каппадокии, в «Объезде Эвксинского понта» (Черное море) специально докладывает в имперский Рим: «Мы проехали мимо следующих народов: с трапезунтцами, как говорит и Ксенофонт, граничат колхи. Тот народ который, по его словам, отличается наибольшей воинственностью и непримиримой враждой к трапезунтцам, он называет дрилами, а по моему мнению, это – саны: они до сих пор очень воинственны… и живут в укрепленных местечках; народ этот не имеет царей и с давнего времени обязан платить дань римлянам, но они платят взносы неаккуратно; впрочем, теперь, бог даст, они будут аккуратны, или мы выгоним их из страны. Рядом с ними живут махелоны и ганахи; у них царь Анхиал…». История умалчивает о том, привели ли римляне в исполнение свою угрозу выгнать непокорных и воинственных цанов (цанаров) из Колхиды, но сама угроза весьма примечательна. Московский ученый Муравьев С.Н., осуществивший новейший перевод Плиния, в своих примечаниях оставляет без комментариев сообщению древнего автора о «безлюдных областях Колхиды», заметив, что историкам еще предстоит объяснить эти таинственные слова. По нашему мнению, уход населения Колхиды из страны можно объяснить двумя причинами. Или римляне действительно предприняли жесткие карательные акции по отношению к воинственным цанарам, махелонам и ганахам, или их заставило мигрировать какое-то неизвестное нам пока экологическое бедствие. Во всяком случае, тот же Плиний первым среди античных авторов упоминает цанов (цанаров) в районе, прилегающем с юга к Дарьяльскому проходу. Другой античный автор Клавдий Птолемей (2-я половина II в н.э.) упоминает цанаров (санаров) как племя, живущее за Албанией Кавказской, рядом с тусками (тушинами) и дидурами. На карте мира, составленной во второй половине IV в. н.э. римским географом Касторием, Санария помещена там же, где её локализуют Плиний и Птолемей. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что уже с первых столетий новой эры цанары, покинув Колхиду, обитали в тех районах, где спустя почти тысячу лет застал их арабский географ ал-Масуди. Но остается невыясненным, почему ал-Масуди, как указывалось выше, связал происхождение цанаров с Йеменом? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сделать краткий экскурс в область преданий вайнахов о своем происхождении. Первая легенда, касающаяся этой темы, записана Страбоном. Как сообщает «отец географии», гаргареи (общепризнанные предки вайнахов) совместно с амазонками переселились на центральный Кавказ («Керавнские горы») «из Фемиксиры, что на реке Термедонте». Город Фемиксиры и река Термидонт являлись хорошо известными географическими пунктами античной эпохи и, по свидетельству древних авторов и их средневековых комментаторов, располагались в Южной Колхиде, на земле халдов-халибов, в тех районах Причерноморья, которые ныне находятся в границах Турции. О месторасположении Фемиксир и Термедонта в стране халдов (халибов) мы знаем, в частности, из «Описания населенной земли» Дионисия и из трудов Евстафия. Как мы видим, гаргарейцы и амазонки мигрировали на Центральный Кавказ из той же страны, что и цаны-цанары, только гораздо раньше, так как ко времени Страбона это переселение успело обрасти легендами и производило впечатление глубокой архаичности. В своде древнегрузинских летописей «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии»), составление которого приписывается монаху Леонти Мровели, сообщается, что легендарный первопредок нахских племен Кавкас, седьмой сын прародителя всех коренных кавказских народов Таргамоса, пришел в страну, названную по его имени Кавказом, с юга, «от границ Ассирийской земли». В средневековой грузинской традиции Кавказом назывался не весь регион между двумя морями – Черным и Каспийским, а лишь центральная горная его часть, населенная вайнахскими (нахскими) племенами. О заселении Северного Кавказа предками вайнахов «Картлис цховреба» сообщает следующими словами: «Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки (то есть Волги), что впадает в море Дарубандское (Каспийское море). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух – Лекана и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломехи (то есть Терека; грузинская летопись приводит здесь древнее вайнахское название этой реки: ломе-хи – «горная река»), к северу – до Великой реки Хазарети. Кавкасу – от реки Ломехи до рубежей Кавказа на западе». Таким образом, грузинские летописи свидетельствуют, что леки (дагестанцы) и вайнахи (кавкасиане) были первопоселенцами на Северном Кавказе и граница, их разделяющая, пролегала по течению Терека (Ломе-хи). В домусульманской легенде ингушей повествуется о древнем герое Маго (или Магале), который привел предков западных вайнахов на территорию их исторического обитания из какой-то «далекой южной страны на берегу Черного моря». Магал описывается как хранитель тайных знаний и повелитель ветров. О глубине его почитания свидетельствует древний храм Маго-йерд, сохранившийся в горах Ингушетии до наших дней. Несомненно, название ингушей в устах осетин и горных чеченцев (макалон, махлой) связано с именем Маго и, по сути, означает «люди, народ Маго». Что касается «южной страны на берегу Черного моря», откуда Маго (Магал) привел свой народ, то это, вне всяких сомнений, та самая «страна махелонов и ганахов», в которой под именем махелонов выступали, как уже отмечалось выше, цаны-цанары, покинувшие Колхиду в начале новой эры и переселившиеся на Центральный Кавказ. На тот же маршрут переселения указывает и чеченская летопись-тептар, переведенная с арабского и опубликованная в Петербурге в конце XIX-го столетия Н.Семеновым. Предки чеченцев, согласно этой летописи, пришли на Кавказ с юга, из страны, которая мыслилась составителями тептара на месте современной Сирии. Весьма примечательно, что одним из пунктов, через который прошли «предки племени Нахчу», тептар называет «страну Халиб». Иными словами, чеченские летописи не только сохранили это древнейшее наименование Колхиды, но и определенно связывают с этим регионом свою миграцию на север. Цанары не оставили нам преданий о своем происхождении, но армянская историческая традиция связывала их корни с халдами-халибами («Армянская География», Вардан). Однако ал-Масуди или не был знаком с этой традицией, или проигнорировал ее. Известно, что этот ученый, названный «Геродотом Востока», много путешествовал и, в частности, посетил Кавказ. Так что он вполне мог соприкоснуться с цанарами и услышать от них общевайнахское, по сути, историческое предание о переселении их предков откуда-то с юга. Отметим для себя, что арабы название цанаров всегда произносили со звуком «с» впереди – санары, санарийцы. Поэтому название древней причерноморской страны, откуда пришли на Кавказ предки цанаров, ал-Масуди мог воспринять как «Сана». Именно здесь, на наш взгляд, и кроется объяснение того, что ал-Масуди связал происхождение цанаров со страной Маариб (Йемен). Дело в том, что ал-Масуди древнюю Сану в Колхиде перепутал с городом Сана – древней столицей Йемена. Его не смутило и то, что современные ему санарийцы (цанары) были христианами. Ведь и жители Йеменской Саны ещё в V веке приняли христианство из Эфиопии, что было известно арабскому ученому-энциклопедисту. Все эти факты вкупе с рассказами цанаров о своем южном происхождении и породили ошибочную «йеменскую» версию ал-Масуди, нашедшую отражение в книге «Золотые истоки». В V-VI столетиях цанары становятся одним из самых могущественных народов Кавказа. Все Закавказье было поделено между Ираном и Византией, и только цанары в числе других горских народов, обитавших на южных склонах Большого Кавказа, сумели сохранить свою независимость. Более того, согласно древнему грузинскому источнику «Мокцевай Картлисай», Иран и Византия, по взаимной договоренности, выплачивали цанарам ежегодное вознаграждение за то, что те охраняли Дарьяльское ущелье и регион Закавказья от вторжений с севера кочевых племен. В эти и последующие годы цанары устанавливают дипломатические отношения с Персией и Византией, а так же с Хазарией. Приняв из Византии христианство, цанары в политическом и культурном отношениях особенно тесно были связаны с греками и грузинами. Воздвигнув в своей стране мощные крепости, такие как Газави, Орчоби, Нахчеван, Ариши, Гардабан и другие (Гардабан являлся столицей Цанарети, и именно поэтому цанаров в старинных закавказских текстах часто называют еще и гардабанцами), цанары успешно отражали нападения как с севера, так и с юга. И доказательство тому – война цанаров против армии Буги аль-Кабира, о которой мы упомянули в начале этой статьи. Отметим, что Буга, прозванный «аль-Кабира», то есть «Великий», происходил от среднеазиатских тюрков, был вначале рабом, потом стал телохранителем халифа и дослужился до полководца. В IX столетии Багдадский халифат переживал политический кризис. Двадцать лет (с 817 по 837 гг.) продолжалось восстание закавказских маздакитов под предводительством Бабека. Непрерывные восстания происходят в Армении и Грузии. В 852 году армянские горцы, жившие на склонах Сасуна (Сасана), убили наместника халифа в Армении. В том же году от халифата отложился тбилисский эмир Исхак бен Исмаил, провозгласивший независимость управляемой им области. Чтобы наказать мятежников, халиф Джафар ал-Мутаваккиль (847-861) отправил в Закавказье громадную по тем временам армию в 120 тысяч человек во главе с Бугой аль-Кабира. Армянские исторические тексты говорят, что численность этой армии доходила до 150 тысяч. Вот как передает ход этой войны «Летопись Картли»: «Пришел тогда из Багдада турок Буга, холоп Амир-Мумна («повелитель мусульман», халиф), приславшего его во главе большой армии. Сокрушил он всю Армению и увел в полон всех ее мтаваров и (затем) пришел сюда и осадил город Тбилиси, ибо не повиновался ему эмир Саак (Исхак Бен Исмаил). Убил Сака, сокрушил Тбилиси, предал огню и разорил все окрестности его. Но царь абхазов Феодосий выступил против него и стал в Кверцхоби. Поведав об этом, Буга выставил против (Феодосия) спасалара своего Зирака и Баграта, сына Ашота куропалата. Схватились и обратили абхазов вспять, погибло множество людей. Царь Феодосий бежал по Двалетской дороге. Перед бежавшими вновь нежданно предстали гардабанцы (цанары) в Джварис-Гверди и премного навредили отступавшему воинству. Как только Буга узнал об этом, всем своим станом двинулся и прибыл в Чарталети, расположился здесь, взял у горцев заложников триста человек, пытался вторгнуться в Овсети и дошел до Цховата». Далее повествуется о том, как цанары, «принеся в жертву заложников своих», выступили против Буги аль-Кабира и нанесли ему сокрушительное поражение. Как отмечает летопись, «Бог шел им в помощь, ибо когда сразились, начался снегопад. Одарил Господь их мощью, и погибло бесчисленное множество воинов сарацинских». Судя по некоторым данным, цанары в этой битве потеряли 16 тысяч воинов. Следует отметить один важный момент. По свидетельству средневекового арабского историка ал-Йакуби, видя неизбежность столкновения с войсками Буги аль-Кабира, цанары заблаговременно обратились за помощью к государям трех стран: «сахибу ар-Рума» (Византия) «сахибу ал-хазар» (Хазарский каганат) и «сахибу ас-сакалиба» (Киевская Русь). Как отмечал историк А.П.Новосельцев, помощи из этих стран цанары так и не дождались. Победа цанаров над этой огромной армией могла показаться чудом в глазах современников, однако, достоверность ее подтверждается, наряду с грузинскими источниками, также сочинениями армянских и арабских авторов. Так, ал-Йакуби с меланхолической краткостью написал об этом событии: «Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство». О победе цанаров над Бугой аль-Кабира пишет в своей «Всемирной истории» («Тарих ал-Камил») и прославленный арабо-курдский историк Ибн аль-Асир (1169-1232 гг.).

MTV 01.09.2008 04:17 (#)

Забытая война забытого народа

Цанары относятся к тем народам, чья роль в истории Кавказа настолько основательно забыта, что о них знает лишь узкий круг ученых-специалистов, занимающихся древними летописями. О цанарах не упоминают учебники по истории, о них не пишут научные монографии, о них нет ни картин, ни фильмов, ни художественных книг. Весьма короток и перечень статей, в которых в связи с различными историческими событиями на Кавказе упоминаются цанары. Однако их именем полны средневековые и ещё более древние хроники греков, римлян, армян, грузин и арабов. Цанары произвели неизгладимое впечатление на своих современников. Арабские и армянские средневековые авторы пытались доказать родство своих народов с цанарами, к их названию добавляли почтительный эпитет «храбрые горцы», к ним обращались за помощью цари и вельможи сопредельных государств. Этот народ предан забвению, но он не исчез. В Кахетии до сих пор живут их огрузинившиеся потомки – мохевцы. В Ингушетии – клан Мальсаговых и в Чечне – тайп ЧIантий, – прямые потомки цанаров, одной их самых славных частей вайнахского круга племен и народов. Зимой 853 года цанары совершили самое великое деяние в своей истории. На южных склонах Большого Кавказа, у горловины Дарьяльского ущелья, они сначала остановили и затем наголову разбили 120 тысячную армию Багдадского халифа, вторгшуюся в Закавказье. Об этой войне, об этой победе и о происхождении цанаров мы и хотим рассказать читателю. ________ Знаменитый арабский ученый-энциклопедист ал-Масуди в книге «Мурудж аз-захаб» («Золотые истоки»), написанной в 20-30-е годы X века, приводит такие сведения о цанарах: «…между приграничной областью Тбилиси и уже упомянутой крепостью «Аланские ворота» лежит царство Санария (Цанар), царь которого называется корискус (греческое хорэпископос), что является обычным титулом здешних царей… Они христиане. В этой стране они господствуют над многими народами. Санары утверждают, что они те, кого мы называли среди народов в стране Маариб (в Йемене)». Что это за загадочное царство на карте средневекового Кавказа, чьи границы протянулись от окрестностей Тбилиси до Дарьяльского прохода («Аланские ворота»)? Как историки, столь подробные в своих исследованиях, могли «не заметить» целое царство? Если ответ на второй вопрос целиком лежит в сфере исследовательской этики, искаженной современной политической конъюнктурой, то на первый вопрос можно ответить более или менее подробно. Начнем издалека, от древнейших сведений, обнаруженных нами о цанарах, и с вопросов, связанных с их происхождением. В средневековой армянской исторической традиции существовало стойкое мнение о том, что цанары являлись потомками халдов-урартийцев. В «Армянской Географии» VII века есть свидетельство о том, что «чанет (цаны-цанары) суть халтик (халды)». Об этом же, но более подробно, писал и армянский автор VIII века Вардан, связавший происхождение кахетинских цанаров с теми же халдами-урартийцами. После крушения в 590 г. до н.э. Урарту, часть его жителей продвинулась на север, и вскоре основала два новых государства на Кавказе. Оба эти государства носили название «Халдия». Одна из этих Халдий располагалась в районе озера Севан («море Эрета» в древнегрузинских источниках), а вторая – на восточном берегу Черного моря, в исторической Колхиде (по-урартийски Колха или Кулха – урартская клинопись передавала звуки «о» и «у» одним и тем же знаком). Об этих постурартских государствах подробно писали Геродот, Диодор Сицилийский, Гекатей Милетский и Ксенофонт. Последний вместе с корпусом греческих наемников прошел эти места из конца в конец и собрал все увиденное в свою знаменитую книгу «Анабасис» («Восхождение»). О реальности «севанской» Халдии свидетельствуют не только античные авторы, но и археология. Речь идет о «межевых камнях» царя Арташеса. Крупнейший историк раннесредневековой Армении Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский), живший, согласно традиции, в V – начале VI вв. оставил нам описание того, как царь Арташес (II век до н.э.) приказал обозначить границы Армении пограничными столбами («Межевыми камнями»). На одном из таких камней, найденном археологами на берегу Севана, отчетливо читается название сопредельной страны – Халтик. Это ещё одно свидетельство того, что Халдия («Халтик» в армянской транскрипции) располагалась к северу от Армении. Кроме того, эта надпись показывает, что «севанская» Халдия существовала, по крайней мере, ещё во II веке до н.э., и что граница между Халдией и Арменией проходила в районе этого озера. В контексте истории цанаров для нас гораздо важнее вторая, колхидская Халдия. Известно, что эту область (южную часть Колхиды) в начале новой эры продолжали населять племена, являвшиеся этническими потомками старого хуррито-урартского населения, издавна освоившего данный регион и образовавшего ещё в конце II тысячелетия до н.э. сильное государство Диаухи, затем распавшееся на целый ряд племенных союзов. Многие античные авторы, и среди них выдающийся греческий ученый Страбон из Амасии (64 г. до н.э. – 24 г. до н.э.), отмечают, что Южную Колхиду населяли халды (их часто ещё называли халибами), моссиники, ганахи и махелоны (называемые иногда макронами). Племенное наименование халдов связано с именем верховного бога урартийцев Халди. Моссиники, по свидетельству греческих авторов Дионисия и Евстафия, получили своё название от слова моссины, что означает «деревянные башни», то есть «моссиники» никто иные как «жители башен». В этнониме ганах отчетливо выделяется широко распространенный в древней Малой Азии префикс «га», в значении «страна», «место обитания». Га-нах, таким образом, «страна нахов». Что касается махелонов, то этим словом (макалон) до сих пор обозначают ингушей осетины. По свидетельству Халида Ошаева, горные чеченцы также называют ингушей «махелонами» («махлой»). Любопытно, что слово «ганах» сохранилось в языке осетин в значении «башня». Не отягощая газетную статью системой сложных доводов и специфических сопоставлений, можно сказать, что халды (халибы), моссиники, ганахи и махелоны были единым этносом, различные племенные подразделения которого носили свои локальные названия (субэтнонимы). Это обстоятельство недвусмысленно отмечает в своей «Географии» Страбон. Средневековое башенное строительство у вайнахов уходит своими истоками в деревянную башенную архитектуру более древних времен. «Иначе, - отмечает историк и архитектор Аркадий Гольдштейн, - архитектурные формы средневековых сооружений Чечено-Ингушетии и Северной Осетии просто необъяснимы». Единственным регионом Кавказа и прилегающих областей, где известно строительство деревянных башен, являлась Колхида. Знаменитый римский архитектор Витрувий оставил нам подробное описание процесса строительства и внешнего вида колхидских башен: «У колхов на Понте (Черное море) благодаря обилию лесов кладут лежмя на землю цельные деревья справа и слева и на таком расстоянии друг от друга, какое допускает длина деревьев, а на концы их помещают другие, поперечные, замыкающие внутреннее пространство жилища. Затем скрепляют по четырем сторонам углы положенными друг на друга бревнами, и таким образом выводя бревенчатые стены по отвесу к нижним бревнам, они возводят к верху башни, а промежутки, оставшиеся из-за толщины леса, затыкают щепками и глиной. Так же они делают и крыши; обрубая концы поперечных балок, они перекрещивают их, постепенно суживая, и таким образом с четырех сторон выводят к верху в виде пирамид…». Археологические изыскания на территории бывшей Колхиды (в частности, раскопки на поселении Симагра) подтвердили реальность описанной Витрувием техники строительства колхидских деревянных башен. Любой, кто видел вайнахские боевые башни, вспомнит стройные силуэты этих изящных сооружений, увенчанные пирамидальными крышами. Вполне возможно, что колхидские деревянные, квадратные в плане башни, покрытые пирамидальными крышами, явились древнейшими прототипами тех башен, что до сих пор высятся в вайнахских горах. Строительство башен и слово «башни» в племенных названиях – лишь одно звено в цепи тех связей, что объединяют в этнокультурную преемственность древнее население Колхиды и вайнахов. На этот счет имеются и более конкретные данные, часть которых мы изложим ниже. Ещё в начале новой эры в Колхиде существовало совместное царство ганахов и махелонов. Страбон отмечает, что махелоны – это старое название санов. Евстафий говорит об этом более развернуто: «Махелоны – народ понтийский… Их мы называем санами или, вульгарнее цанами… и страну санов называют Цаникой, употребляющие вульгарную форму имени». Таким образом, Евстафий наряду с греческим приводит и местное, «вульгарное» название этого народа – цаны. Мы видим, что махелоны и цаны оказываются одним народом, обозначаемым двумя названиями. Добавим сюда и уже цитированное выше указание «Армянской Географии» о том, что «цаны суть халды». Следовательно, древние и раннесредневековые авторы свидетельствуют о том, что в начале новой эры цаны (цанары), махелоны (предки современных ингушей), ганахи (нахи) и халды (урартийцы) в этой части Кавказа, известном под названием Колхида, входили в единое царство и составляли этническое единство. Затем, в том же столетии, то есть в начале новой эры, Колхида по каким-то причинам пустеет, большинство населения покидает её. Сообщение об этом оставил нам Гай Плиний Секунд (23-79 гг. н.э.). Г.А. Меликишвили полагает, что миграция населения Колхиды была вызвана набегами на эту страну «горных племен». Однако эта причина маловероятна. Все античные авторы, начиная с Ксенофонта (430-353 гг. до н.э.), отмечали необычайную воинственность халдов (халибов) и других колхидских племен. Скорее, они сами являлись источником постоянной военной угрозы для соседей. Упомянем, что ганахи прославились еще и как свирепые пираты, грабившие греческие и римские суда не только в водах Черного моря, но и в Средиземноморском море. О воинственности колхидских племен Арриан, губернатор Каппадокии, в «Объезде Эвксинского понта» (Черное море) специально докладывает в имперский Рим: «Мы проехали мимо следующих народов: с трапезунтцами, как говорит и Ксенофонт, граничат колхи. Тот народ который, по его словам, отличается наибольшей воинственностью и непримиримой враждой к трапезунтцам, он называет дрилами, а по моему мнению, это – саны: они до сих пор очень воинственны… и живут в укрепленных местечках; народ этот не имеет царей и с давнего времени обязан платить дань римлянам, но они платят взносы неаккуратно; впрочем, теперь, бог даст, они будут аккуратны, или мы выгоним их из страны. Рядом с ними живут махелоны и ганахи; у них царь Анхиал…». История умалчивает о том, привели ли римляне в исполнение свою угрозу выгнать непокорных и воинственных цанов (цанаров) из Колхиды, но сама угроза весьма примечательна. Московский ученый Муравьев С.Н., осуществивший новейший перевод Плиния, в своих примечаниях оставляет без комментариев сообщению древнего автора о «безлюдных областях Колхиды», заметив, что историкам еще предстоит объяснить эти таинственные слова. По нашему мнению, уход населения Колхиды из страны можно объяснить двумя причинами. Или римляне действительно предприняли жесткие карательные акции по отношению к воинственным цанарам, махелонам и ганахам, или их заставило мигрировать какое-то неизвестное нам пока экологическое бедствие. Во всяком случае, тот же Плиний первым среди античных авторов упоминает цанов (цанаров) в районе, прилегающем с юга к Дарьяльскому проходу. Другой античный автор Клавдий Птолемей (2-я половина II в н.э.) упоминает цанаров (санаров) как племя, живущее за Албанией Кавказской, рядом с тусками (тушинами) и дидурами. На карте мира, составленной во второй половине IV в. н.э. римским географом Касторием, Санария помещена там же, где её локализуют Плиний и Птолемей. Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что уже с первых столетий новой эры цанары, покинув Колхиду, обитали в тех районах, где спустя почти тысячу лет застал их арабский географ ал-Масуди. Но остается невыясненным, почему ал-Масуди, как указывалось выше, связал происхождение цанаров с Йеменом? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сделать краткий экскурс в область преданий вайнахов о своем происхождении. Первая легенда, касающаяся этой темы, записана Страбоном. Как сообщает «отец географии», гаргареи (общепризнанные предки вайнахов) совместно с амазонками переселились на центральный Кавказ («Керавнские горы») «из Фемиксиры, что на реке Термедонте». Город Фемиксиры и река Термидонт являлись хорошо известными географическими пунктами античной эпохи и, по свидетельству древних авторов и их средневековых комментаторов, располагались в Южной Колхиде, на земле халдов-халибов, в тех районах Причерноморья, которые ныне находятся в границах Турции. О месторасположении Фемиксир и Термедонта в стране халдов (халибов) мы знаем, в частности, из «Описания населенной земли» Дионисия и из трудов Евстафия. Как мы видим, гаргарейцы и амазонки мигрировали на Центральный Кавказ из той же страны, что и цаны-цанары, только гораздо раньше, так как ко времени Страбона это переселение успело обрасти легендами и производило впечатление глубокой архаичности. В своде древнегрузинских летописей «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии»), составление которого приписывается монаху Леонти Мровели, сообщается, что легендарный первопредок нахских племен Кавкас, седьмой сын прародителя всех коренных кавказских народов Таргамоса, пришел в страну, названную по его имени Кавказом, с юга, «от границ Ассирийской земли». В средневековой грузинской традиции Кавказом назывался не весь регион между двумя морями – Черным и Каспийским, а лишь центральная горная его часть, населенная вайнахскими (нахскими) племенами. О заселении Северного Кавказа предками вайнахов «Картлис цховреба» сообщает следующими словами: «Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки (то есть Волги), что впадает в море Дарубандское (Каспийское море). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух – Лекана и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломехи (то есть Терека; грузинская летопись приводит здесь древнее вайнахское название этой реки: ломе-хи – «горная река»), к северу – до Великой реки Хазарети. Кавкасу – от реки Ломехи до рубежей Кавказа на западе». Таким образом, грузинские летописи свидетельствуют, что леки (дагестанцы) и вайнахи (кавкасиане) были первопоселенцами на Северном Кавказе и граница, их разделяющая, пролегала по течению Терека (Ломе-хи). В домусульманской легенде ингушей повествуется о древнем герое Маго (или Магале), который привел предков западных вайнахов на территорию их исторического обитания из какой-то «далекой южной страны на берегу Черного моря». Магал описывается как хранитель тайных знаний и повелитель ветров. О глубине его почитания свидетельствует древний храм Маго-йерд, сохранившийся в горах Ингушетии до наших дней. Несомненно, название ингушей в устах осетин и горных чеченцев (макалон, махлой) связано с именем Маго и, по сути, означает «люди, народ Маго». Что касается «южной страны на берегу Черного моря», откуда Маго (Магал) привел свой народ, то это, вне всяких сомнений, та самая «страна махелонов и ганахов», в которой под именем махелонов выступали, как уже отмечалось выше, цаны-цанары, покинувшие Колхиду в начале новой эры и переселившиеся на Центральный Кавказ. На тот же маршрут переселения указывает и чеченская летопись-тептар, переведенная с арабского и опубликованная в Петербурге в конце XIX-го столетия Н.Семеновым. Предки чеченцев, согласно этой летописи, пришли на Кавказ с юга, из страны, которая мыслилась составителями тептара на месте современной Сирии. Весьма примечательно, что одним из пунктов, через который прошли «предки племени Нахчу», тептар называет «страну Халиб». Иными словами, чеченские летописи не только сохранили это древнейшее наименование Колхиды, но и определенно связывают с этим регионом свою миграцию на север. Цанары не оставили нам преданий о своем происхождении, но армянская историческая традиция связывала их корни с халдами-халибами («Армянская География», Вардан). Однако ал-Масуди или не был знаком с этой традицией, или проигнорировал ее. Известно, что этот ученый, названный «Геродотом Востока», много путешествовал и, в частности, посетил Кавказ. Так что он вполне мог соприкоснуться с цанарами и услышать от них общевайнахское, по сути, историческое предание о переселении их предков откуда-то с юга. Отметим для себя, что арабы название цанаров всегда произносили со звуком «с» впереди – санары, санарийцы. Поэтому название древней причерноморской страны, откуда пришли на Кавказ предки цанаров, ал-Масуди мог воспринять как «Сана». Именно здесь, на наш взгляд, и кроется объяснение того, что ал-Масуди связал происхождение цанаров со страной Маариб (Йемен). Дело в том, что ал-Масуди древнюю Сану в Колхиде перепутал с городом Сана – древней столицей Йемена. Его не смутило и то, что современные ему санарийцы (цанары) были христианами. Ведь и жители Йеменской Саны ещё в V веке приняли христианство из Эфиопии, что было известно арабскому ученому-энциклопедисту. Все эти факты вкупе с рассказами цанаров о своем южном происхождении и породили ошибочную «йеменскую» версию ал-Масуди, нашедшую отражение в книге «Золотые истоки». В V-VI столетиях цанары становятся одним из самых могущественных народов Кавказа. Все Закавказье было поделено между Ираном и Византией, и только цанары в числе других горских народов, обитавших на южных склонах Большого Кавказа, сумели сохранить свою независимость. Более того, согласно древнему грузинскому источнику «Мокцевай Картлисай», Иран и Византия, по взаимной договоренности, выплачивали цанарам ежегодное вознаграждение за то, что те охраняли Дарьяльское ущелье и регион Закавказья от вторжений с севера кочевых племен. В эти и последующие годы цанары устанавливают дипломатические отношения с Персией и Византией, а так же с Хазарией. Приняв из Византии христианство, цанары в политическом и культурном отношениях особенно тесно были связаны с греками и грузинами. Воздвигнув в своей стране мощные крепости, такие как Газави, Орчоби, Нахчеван, Ариши, Гардабан и другие (Гардабан являлся столицей Цанарети, и именно поэтому цанаров в старинных закавказских текстах часто называют еще и гардабанцами), цанары успешно отражали нападения как с севера, так и с юга. И доказательство тому – война цанаров против армии Буги аль-Кабира, о которой мы упомянули в начале этой статьи. Отметим, что Буга, прозванный «аль-Кабира», то есть «Великий», происходил от среднеазиатских тюрков, был вначале рабом, потом стал телохранителем халифа и дослужился до полководца. В IX столетии Багдадский халифат переживал политический кризис. Двадцать лет (с 817 по 837 гг.) продолжалось восстание закавказских маздакитов под предводительством Бабека. Непрерывные восстания происходят в Армении и Грузии. В 852 году армянские горцы, жившие на склонах Сасуна (Сасана), убили наместника халифа в Армении. В том же году от халифата отложился тбилисский эмир Исхак бен Исмаил, провозгласивший независимость управляемой им области. Чтобы наказать мятежников, халиф Джафар ал-Мутаваккиль (847-861) отправил в Закавказье громадную по тем временам армию в 120 тысяч человек во главе с Бугой аль-Кабира. Армянские исторические тексты говорят, что численность этой армии доходила до 150 тысяч. Вот как передает ход этой войны «Летопись Картли»: «Пришел тогда из Багдада турок Буга, холоп Амир-Мумна («повелитель мусульман», халиф), приславшего его во главе большой армии. Сокрушил он всю Армению и увел в полон всех ее мтаваров и (затем) пришел сюда и осадил город Тбилиси, ибо не повиновался ему эмир Саак (Исхак Бен Исмаил). Убил Сака, сокрушил Тбилиси, предал огню и разорил все окрестности его. Но царь абхазов Феодосий выступил против него и стал в Кверцхоби. Поведав об этом, Буга выставил против (Феодосия) спасалара своего Зирака и Баграта, сына Ашота куропалата. Схватились и обратили абхазов вспять, погибло множество людей. Царь Феодосий бежал по Двалетской дороге. Перед бежавшими вновь нежданно предстали гардабанцы (цанары) в Джварис-Гверди и премного навредили отступавшему воинству. Как только Буга узнал об этом, всем своим станом двинулся и прибыл в Чарталети, расположился здесь, взял у горцев заложников триста человек, пытался вторгнуться в Овсети и дошел до Цховата». Далее повествуется о том, как цанары, «принеся в жертву заложников своих», выступили против Буги аль-Кабира и нанесли ему сокрушительное поражение. Как отмечает летопись, «Бог шел им в помощь, ибо когда сразились, начался снегопад. Одарил Господь их мощью, и погибло бесчисленное множество воинов сарацинских». Судя по некоторым данным, цанары в этой битве потеряли 16 тысяч воинов. Следует отметить один важный момент. По свидетельству средневекового арабского историка ал-Йакуби, видя неизбежность столкновения с войсками Буги аль-Кабира, цанары заблаговременно обратились за помощью к государям трех стран: «сахибу ар-Рума» (Византия) «сахибу ал-хазар» (Хазарский каганат) и «сахибу ас-сакалиба» (Киевская Русь). Как отмечал историк А.П.Новосельцев, помощи из этих стран цанары так и не дождались. Победа цанаров над этой огромной армией могла показаться чудом в глазах современников, однако, достоверность ее подтверждается, наряду с грузинскими источниками, также сочинениями армянских и арабских авторов. Так, ал-Йакуби с меланхолической краткостью написал об этом событии: «Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство». О победе цанаров над Бугой аль-Кабира пишет в своей «Всемирной истории» («Тарих ал-Камил») и прославленный арабо-курдский историк Ибн аль-Асир (1169-1232 гг.).

eva 01.09.2008 05:08 (#)

MTV, спасибо!

О приютивших в Самачабло и приют получивших: Не хочешь получить от людей зла - не делай им добра (народная мудрость). Но, в то же время, Бог всё видит и воздаст каждому по делам его в своё время.

HAXuMOB 20.09.2008 02:48 (#)

Не хочешь получить от людей зла - не делай им добра

ни коим образом не собираюсь опровергать приведеные в столь монументальном посте версии исторических событий , отмечу только лишь своё несогласие с трактовкой "неблагодарность" , в отношении нынешних настроений современных осетин. Ну во первых , - подавляющее большинство осетин , и слыхом не слыхивало о тех исторических событиях , мало того , если и имеет в своём арсенале какую то историческую версию о появлении их предков на земле Грузии , то она кардинально отличается от приведенной . Во вторых - Сепаратизм , это не есть желание народа , а есть грамотно синтезированное , и спущенное сверху явление... не забывайте , что они десяток лет находятся в российском информационном поле , и живя за чертой нужды , каждый день слышат обвинения в адрес грузин (заметьте , именно грузин , не Грузии) в непосредственной причастности ко всем их бедам.. И наконец , в третьих - поверьте мне , оч мало что зависит от их мнения , просто наш режим изрядно потрудился чтоб его сформировать , и ему это удалось.. а не удалось бы , то всё равно , случилось бы то , что случилось , просто ко всей массе своей лжи , ещё и добавилась бы маленькая ложь об общественном мнении осетин. А по сему , не думаю что обвинив осетин в чёрной неблагодарности , Вы в полной мере отразили суть происходящего! Грузинские осетины , просто напросто , очень немногочисленный ,несчастный , обманутый , но тем не менее достойный во всех отношениях народ , которым как ширмой прикрывают свои гнусности путинские нелюди ! Абсолютно точно , что история всё расставит по своим местам , а в случаес осетинами и грузинами , не в таком уж далёком прошлом.. При всём негативе , что в данный момент ю.осетины питают к грузинам , никаких иллюзий по поводу России , большинство из них не питает ! Они же про Чечню не из выпусков пуТВ знают.. они её своими глазами видят.. они народ Кавказа , а там нет народа верящего России ! ..за державу , обидно !

meson 01.09.2008 07:17 (#)

Никаких оружий массового поражения Сахаров не изобретал. Это у вас бред.

(написано анонимно) 01.09.2008 16:37 (#)

А кто отец совковой водородной бомбы?

(написано анонимно) 01.09.2008 13:50 (#)

Махровый звиадизм!

00:03:06 Махровый звиадизм!

Борис 01.09.2008 04:18 (#)

"Кремлевский гимн " Национальной ассамблеи

Состав Национальной ассамблеи слишком пестрит знаменами ее участников - от серпа и молота до черепа с костями. Пропев гимн кремлевской пропаганде в поддержку оккупации Грузии и перевалив всю вину на президента Грузии,а главное - признав независимость криминальных Южной Осетии и Абхазии, Национальная ассамблея превратилась в пионерскую дружину духовного отца нации.

(написано анонимно) 01.09.2008 05:57 (#)

ОБСЕ нашла виновников войны на Кавказе . Военные наблюдатели организации нашли неопровержимые доказательства того, что грузинское руководство готовило нападение на Южную Осетию до того, как на территорию непризнанной республики вошли российские войска. Об этом сообщается в анонсе сегодняшней статьи в германском журнале Spiegel.

Max 01.09.2008 05:32 (#)

Я ждал однако осуждения

Пестрые сошлись на том, что курс правительства правильный. Господа становятся патриотами страны. Только патриотом на сегодняшний день быть несколько опасно - здравый смысл теряется. Отсутствие реализма, так сказать. Гарику пора уже покинуть трон противника власти. Считаю, что самый рациональный и правильный политик власти - Касьянов. Да проворовался на старом посту, да поймали за руку но отпустили....... Но суть его речей показывает объективную реальность происходящего.

(написано анонимно) 01.09.2008 05:49 (#)

Вот и пусть бормочет этот М-2%. Кому от этого плохо?

can 01.09.2008 06:17 (#)

я ведь уже у сраневских спрашивал : национальная ассамблея КАКУЮ национальность представляет ?

а вот и ответ : "член Региональной партии коммунистов Иосиф Абрамсон"

(написано анонимно) 01.09.2008 06:53 (#)

Дело в том, что национальность интересует только недобитых нацистов вроде тебя и путина

(написано анонимно) 01.09.2008 06:23 (#)

Другая Россия-Другой фашизм. Их уже давно никто не воспринимает ни политиками,ни оппозицией. Так, куча бабла и дерьма, не более того.

(написано анонимно) 01.09.2008 06:50 (#)

Ну что, съели либералишки? НБП - нацисты по хлеще кремля, дай волю лимоновским скин-хедам, они начнут вешать негров на красной площади и сжигать евреев в печах. Я давно говорил что у нормального демократа не может быть ничего общего с кучкой выблядков под серпасто-молокастой свастикой.

(написано анонимно) 01.09.2008 07:02 (#)

Вирус величия

Вирус величия 1 СЕНТЯБРЯ 2008 г. НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ Я не хочу жить в великой стране. Будем считать, что пространство для плевков «патриотов» объявлено открытым. Ну, зачем мне великая страна? Я хочу жить в счастливой стране. В богатой стране, если угодно. Чем измеряется величие? Километрами от южных гор до северных морей? Да, безусловно, но есть регионы — доноры, а есть дотационные, которые спонсирует наш брат-налогоплательщик. Вам нужна такая плата за величие? Мир среднего россиянина состоит из подъезда, в котором писают неизвестные люди; двора, где в любой момент могут снести детскую площадку и начать точечную застройку; ДЭЗ-РЭУ-ЖЭКа, который может отключить вам все, что угодно, просто так… Чиновника, гаишника, милиционера, являющих собой постоянную угрозу… Авиакомпании, которая задолжала аэропорту, и вы по ее билету не вылетите уже никогда и никуда, а компенсации не добьетесь. Врача, имеющего право на ошибку, учителя, за свою зарплату не обязанного знать предмет… И так далее, и так далее. Вы футбольный болельщик и празднуете победу вашей команды всю ночь? А моя соседка Анна Васильевна ни хрена не болельщик и пьет валокордин, поскольку уснуть во время этой оргии невозможно. Это частности. Конечно, частности, только вся наша жизнь состоит из частностей… Я хочу жить в стране, которой есть дело до своих соотечественников не тогда, когда геополитические интересы требуют их защиты, а когда это — необходимо. Мне не нужно могущество моей страны просто так. И не врите себе, что это нужно вам. Могущество страны в том, чтобы не есть американскую курятину с мышьяком? А когда друг Буш заглядывал в глаза другу Путину и говорил ему всякие приятные вещи, мышьяка не было? Подумать только! Да, у нас сейчас есть деньги. В этом могущество? А лично в вашем кармане уже звенит? Или все же чувствуете инфляцию? Хотите жить в великой стране? Да живите, сколько хотите. Величие в том, чтобы с тобой считались. Почему американцы не боятся, что с ними завтра не будут считаться? Потому, что у них нет комплекса великой страны. Как-то у нас постоянно получается, что страна должна быть великой за счет ничтожества собственных граждан. Я не хочу жить в такой великой стране. Моя великая страна играет в свои великие игры без меня. У нее есть нынешний президент, который стыдливо выглядывает из-за плеча президента бывшего. И бывший президент, про которого шутят: обращаться будем к президенту или сразу — к премьеру? Они играют в свои игры за мой счет. В нашей великой стране после выборов ничего не изменилось. Более того, на этой волне — продолжения курса — Медведев и стал президентом. Соблюдение Конституции — невыдвижение Путина на третий срок было брошено, как кусок тем, кого эта Конституция хоть как-то интересовала. Тогда зачем они вгрохали такие деньги в фальшивые выборы? Как там было у драматурга Эрдмана? Утритесь, товарищи, в Датском королевстве тоже не все спокойно… США переживают не лучший период. Ждут выборов. Вам смешно, а они взахлеб спорят. И никакой отдельный дяденька не сможет решить, кто же будет президентом той великой страны. Ну, собственно, у нас с вами выборы — дело прошлое. И это значит, что эти ребята могут творить все, что угодно. На вашей шее. И тут откуда-то появляется призрак великой страны, встающей с колен… Вам не кажется, что его вам попросту подсунули, причем ни с того ни с сего? В чем ваши личные дивиденды с величия этой страны? В том, что она отныне плюет с колокольни Ивана Великого на весь мир? Ну я понимаю, вам от этого легче жить в том самом подъезде, дворе, с той самой коррупцией, инфляцией и бесконечным враньем. Счастливые люди. Им не приходит в голову, что когда эта великая страна опять выстроит вокруг себя железный занавес, то об их человеческих проблемах уже никто никогда не узнает… Все достижения мирового общества потребителей власть оставит исключительно для себя. Вам они не нужны? Врете! Советская власть декларировала свое величие и величие страны, в которой стояли очереди за туалетной бумагой. Или тотальный дефицит был результатом происков мировой закулисы? Многократно проклятые вами либералы открыли вам мир, в котором быт удобен и чист, в котором автомобили заводятся без проблем и не надо стирать пеленки, поскольку есть памперсы. И вы, отвергая этот мир, не спешите пересесть на отечественный автопром, отказаться от мобильных телефонов и жевательной резинки. Российский парламент единогласно проголосовал за поддержку независимости Абхазии и Южной Осетии. Ответа на вопрос, что будет Россия делать с этими независимыми республиками, не дают ни парламентарии, ни сенаторы. Мир осудил, но мир перебьется, именно так можно воспринимать слова Путина: «…Страна, которая может отстоять честь и достоинство своих граждан, защитить их жизни, не будет в изоляции, что бы ни говорили наши партнеры в Европе, либо в США»… Более того, циничный расчет на то, что побузят и успокоятся, вполне оправдан. А что касается наших собственных граждан, то у них нет возможности спросить премьер-министра, почему страна не отстаивала честь и достоинство своих граждан в Беслане. Почему она не защищает их жизни, когда их сбивают насмерть машины больших начальников. Почему она убиваеть тысячами своих граждан в чечне. Один знакомый, 25 лет от роду, сейчас читает «Полдень» Горбаневской… Недавно он позвонил и спросил, почему же он не испытывает ликования от демонстрации российского могущества? Потом подумал и добавил: «Наверное, вялотекущая шизофрения». Для справки — этот диагноз, по мнению специалистов, характеризуется отсутствием симптоматики, и поэтому, при поддержке партии и правительства, его было крайне удобно применять к несогласным того времени. Дать срок за нелюбовь к власти, если она не проявлялась в конкретных действиях, было трудно, а вот отправить в психушку — запросто. Вялотекущую шизофрению тогда вызывали книги, которые запрещали, передачи, которые глушили, вопросы, на которые не отвечали. Сегодня мы имеем дело с другим заболеванием — вирусом величия. Этот вирус распространяется первыми лицами государства и государственными средствами массовой информации. Подхватывается легко, передается воздушно-капельным путем, то есть витает в воздухе. Опасен тем, что лишает своего носителя возможности адекватно воспринимать действительность и способствует утрате инстинкта самосохранения. Боюсь, что у нас сегодня эпидемия. P.S. На одном из форумов прочитала высказывание: «У меня разлом прошел по семье». Искренне сочувствую людям, которые оказываются в такой ситуации. И обращаю внимание на то, что все чаще слышу от знакомых: «Я боюсь обсуждать эту тему — не хочу терять друзей». Иногда собеседники еще способны воспринимать очевидные факты и, после второго-третьего довода, сдаются: «Ты права, но сути дела это не меняет». А иногда сразу наливаются краской и разбрызгивают со слюной вышеупомянутый вирус величия.

Крокодил Ганди 01.09.2008 11:04 (#)

Уважаемый Аноним, вы льстите Каспарову и Ко.

Называя их "нормальными демократами".

(написано анонимно) 01.09.2008 12:18 (#)

Да,все таки Новодворская умница,когда предупреждала о Лимонове,это опасный,беспринципный демагог и авантюрист,хотя и смелый. Его Россия,нам не нужна. Недаром ссучившийся Венедиктов выгнал Валерию с Эха,ему больше нравяться подонки проханов,шевченко,дугин,доренко и прочие леонтьевы.

bne 01.09.2008 12:54 (#)

Лучше поздно чем никогда. Теперь и слепой поймет про НБП

Лучше поздно чем никогда. Теперь и слепой поймет про НБП и имперские амбиции их лидера и их самих

(написано анонимно) 01.09.2008 14:13 (#)

ПУК!

(написано анонимно) 01.09.2008 16:51 (#)

Другой фашизм

никакой не кремль, а вот эти Каспаровы-Лимоновы-Резники -нацисты еще те и уничтожили всю демократическую оппозицию. Кремль же стоит в стороночке и тихо, в кулочек посмеивается.

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: