новость Гвоздь сезона

Суд вернул дело Павленского в ОВД
11.11.2013

Тверской суд Москвы вернул дело художника Петра Павленского в ОВД "Китай-город", сообщает корреспондент "Граней". Павленского освободили у здания суда. Дата разбирательства пока не назначена.

Павленского задержали в воскресенье за акцию "Фиксация". В День сотрудника органов внутренних дел петербургский художник сидел на Красной площади и смотрел на свою прибитую гвоздем к брусчатке мошонку. Ему грозит до 15 суток ареста по административной статье о мелком хулиганстве. Защищать Павленского будет петербургский адвокат Динар Идрисов.

Видео акции, снятое корреспондентом "Граней" Дмитрием Зыковым, заблокировано администрацией YouTube, Фейсбука, Твиттера, "Одноклассников".

Предыдущие радикальные художественные акции Павленского - "Туша" и выход с зашитым ртом к Казанскому собору - не вызывали такой бурной реакции, как "Фиксация".

(18+) Акция Петра Павленского на Красной площади
Петр Павленский, художник-акционист
Акцию можно рассматривать как метафору апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи.

Сейчас, когда власть превращает страну в одну большую зону, открыто грабя население и переправляя финансовые потоки на рост и обогащение полицейского аппарата и прочих силовых структур, общество допускает произвол и, забыв про свое численное преимущество, своим бездействием приближает триумф полицейского государства.

Кирилл Серебренников, режиссер
...Мощный жест абсолютного отчаяния... "Фиксация" - название этой акции. Фиксация своих половых органов на брусчатке главной площади страны - фиксация на собственном бессилии... Все максимально честно.
Марат Гельман. Фото из архива Дмитрия Борко/Грани.Ру
Марат Гельман, галерист, политтехнолог
По-моему, это жест отчаянья. По-моему, да, нормальный человек так не поступит. Но, видимо, ситуация в стране ненормальная. Конечно, это уже не протестная акция. Это МАНИФЕСТ БЕССИЛИЯ.
Артем Лоскутов
Артем Лоскутов, художник
Предположу, что человек просто находится в таком отчаянии, что не может найти более эффективных форм действия. И ему остается только констатировать свою беспомощность, что Петр и изобразил.
Александр Чепарухин, музыкальный продюсер
По-моему, Павленский - на редкость последовательный и мощный политический акционист, с очень емкими, простыми, истовыми, искренними и своевременными высказываниями. И колючая проволока, и зашитый рот, и эти яйца сейчас - точные и недвусмысленные поступки. И очень красиво (да-да!) исполненные. Одни снимки с колючей проволокой чего стоят.

Все эти "повесить за яйца", "защемить яйца", "схватить за яйца" и пр. - из любимого арсенала нынешней власти и вообще всяческих "силовиков", от рядового мента до Путина. И вот этот символ - народ, обреченно созерцающий яйца, приколоченные к Красной площади - очень про наше сегодня. Оцепенелая фиксация на "ужасах" и безысходности. Не понимаю многих - почему "нормальный человек так не поступит"? По-моему, настоящий акционист ангажирован временем, он не вполне волен и не должен контролировать свои идеи с позиций "нормальности", его задача - шокировать, кричать от боли и вызывать резонанс. Его инструмент - часто собственное тело, которое Петр содержит в завидно рабочем состоянии. Если Павленский - ненормальный, тогда и все акционисты и не меньше половины других адептов совриска - психи. И Пусси, и даже та же Марина Абрамович. Зачем скатываться к обывательским оценкам? Я рад, что ряд моих близких, с довольно традиционными взглядами и консервативной стыдливостью, восторженно и благодарно восприняли эту акцию. Всякое шуткование и глумление в данном случае я нахожу безусловной пошлятиной.

Дмитрий Врубель, художник (Берлин)
Великолепный, сильнейший образ: Красная площадь, Кремль, Спасские ворота, голубые ели, каменные трибуны, мокрая брусчатка, мент в зимней форме, фэсэошник, осень, дождь, холодно, и сидящий на мокрых холодных камнях голый человек. Власть, история, погода, человек.
Алексей Медведев, кинокритик
Мне кажется, это еще очень важно потому, что это действительно меняет общество. Вот за этого человека я пойду Лубянку штурмовать, если, не дай бог, его посадить соберутся. Ни за кого другого бы не пошел.

http://tinyurl.com/q7fkfd4

...Акция действительно потрясающая. Объяснение художника предложено, но оно, как всегда, не исчерпывает всех возможностей. Просто для примера - даже не смыслы, а просто направления, по которым можно думать. Самое уязвимое место человека, связанное намертво с самым официозным пространством; бессилие властей перед человеком, который пошел до конца и открыл самое уязвимое место (не будут же его отрывать от площади - побоятся, подождут врачей и МЧС); напоминание о человеческом измерении в контексте гвоздей и брусчатки и т.д. Таких направлений еще десятки. Не хочется употреблять скомпрометированное слово "гениально", но это оно. Это очевидно сразу.

Лусинэ Джанян. Фото с личной страницы художницы "ВКонтакте"
Лусинэ Джанян, художница
Если бы художников было больше, акций больше, и таких хлестких и сочных, запарился бы он всех сажать, раздавая двушечки. Петр Павленский, спасибо за акцию - прекрасно!

Где-то прочитала, в комментариях к статье на "Гранях", кажется, что она была похожа на скульптуру, и это тоже верно. Еще до появления "картинки" в сети появилось описание а-ля "художник - действие", и в моей голове всплыли образы из акций кровавого венского акционизма. Но когда появилась "картинка", все изменилось и встало на свои места. Никакого китча с кровью и прочими атрибутами. Акция Петра, если рассматривать ее с эстетической точки зрения, на мой взгляд, больше похожа на графику Эгона Шиле: острые, четкие линии, строгая, сдержанная палитра цветов, тело натянуто как нерв, звенит и кричит о нашей немощи! Рисунки раз - и ожили, и не в Австрии, а в России, только наготой, как в эпоху Шиле, никого не удивишь (несколько рисунков Э. Шиле были признаны судом порнографическими и сожжены, а сам художник отбывал наказание). Средства выразительности, рисующие теплое, нервное, прекрасное нагое тело на холодном фоне камней брусчатки и стен Кремля, направлены не на шокирование нас видом мужских органов (это ремарка тем, кто засыпал ленту тви и фб комментариями с дебильными шутками про яйца). Речь ведь не о мужских органах, наготе, и даже не о гвозде. Шиле в своих рисунках обнажал сексуальность, Павленский при всей своей раздетости не о сексе или яйцах, простите, речь ведет. Его акции, конечно, политические.

Сергей Анашкин, киновед
Мне очень нравится то, что сделал Павленский. И не только потому, что его акты самоистязания – вызов власти и дебильному «большинству» (тем массам, в которые верят еще неонародники). Он ломает «канон» русского современного, четко сформулированный его функционерами: «'особый' путь нового русского искусства – это ирония, стеб, скоморошество». Мне эта позиция всегда казалась игрой в поддавки (и вашим – и нашим). Нагадил – можешь не отвечать (творческий акт!). Старомоден, увы (предпочитаю романтическую парадигму). Искусство невозможно без боли, без манифестации чувства трагического, без самозаклания. Искусство - то, за что нужно платить собственной кровью (потому акция «Пусси райот» стала искусством только в суде). Павленский развенчивает не только власть, но и кураторов-комментаторов, тоталитарную машину планового воспроизводства современного искусства. Добавлю, у парня хорошее – еще не оплывшее – тело. Красиво. Как фигуры святых (вроде св. Себастьяна) – на картинах ренессансных художников. В подсознании возникают аллюзии на «сцены страстей», мученичества – за убеждения. Интересно, возникал бы подобный эффект, если бы те же самые акции, учинял немолодой, дряблый, помятый жизнью мужик – вроде натурщиков Люсьена Фрейда?
Герман Виноградов, художник
Накрыв Петра Павленского одеялом, полиция буквально опустила занавес, очень грамотно визуально нейтрализовала акцию, обозначила final.
Лев Рубинштейн
Лев Рубинштейн, поэт, публицист
Пока художественное (о нехудожественных я уж и не говорю) сообщество будет спорить и уже спорит на тему, хорошее ли искусство, которое продемонстрировал на Красной площади Петр Павленский, или нет, я подумал о том, какое количество возбужденного мудачья начнет (и уже, я уверен) искрометно шутить про "яйца". Ну не радость ли! То пару лет они забавляли себя на тему "курицы", теперь вроде как курица снесла "яйцо". Можно переключиться. Ну не потеха ли?
Дина Годер, театральный критик
Сто лет политическому акционизму, а люди, даже считающиеся причастными к современному искусству, по-прежнему яйца обсуждают.
Елена Калужская
Елена Калужская, руководитель информационного отдела Сахаровского центра
...Массовые попытки рассказать о "чувствах, которые вызывает это зрелище" считаю проявлением отсутствия у общества реальной интеллектуальной жизни.

Отлично помню, как акцию "Войны" в музее обсуждали - "какая метафора? не прочитали мы метафоры!!" Не прочитали - так, значит, буквы надо подучить. А пока не подучили - не следует понтоваться и требовать, чтобы вам сделали понятно и приятно.

В нашей стране главная проблема - стремление гордиться непригодными для этого вещами: пережитым и причиненным насилием, закомплексованностью, цинизмом, отсутствием ума и образования. Эта уверенность в прелести собственных патологий уже не на каприз похожа, а на массовое интеллектуальное омертвение.

Ну сколько можно свои чувства и ощущения считать критерием истины и возлагать ответственность за них на других? Все живое захлебывается и тонет в мутной средневековой субъективности, которую тут развели поборники нравственности с садистскими фантазиями. Люди жалуются на отсутствие свобод, благ и денег, а на отсутствие ума и совести - нет, не жалуются. Все собой довольны. Молодцы.

Ирина Костерина, культуролог
...Я не считаю акцию Павленского глупостью или желанием пиара. Он уже довольно известный художник после своих акций с зашиванием рта в поддержку Пусси Райот и заворачиванием в колючую проволоку. Он очень талантливый и по-настоящему вовлеченный в арт-активизм человек. Многие художники используют тело и шокирующие приемы, чтобы разбудить людей, задеть их эмоции и телесность. Тело в их исполнении - это полотно, на котором они рисуют. Это глубоко персональное и живое послание.

...Лично у меня такой body-art вызывает жуткий телесный дискомфорт, шок и непонимание, как можно делать ТАКОЕ СО СВОИМ ТЕЛОМ. Но смысл и посыл мне абсолютно понятны: это политический арт-активизм. Но аудитория, к которой обращено это послание, увы, не настолько продвинута в чтении арт-месседжей, чтобы понять его. Поэтому для власти эта акция так и покажется глупостью или пиаром.

Андрей Великанов, художник, философ
Сколько праведного гнева, сколько воплей про сумашествие, сколько эмоциональных соплей и слюны, сколько выкриков с выпученными глазами - да какое это на хрен искусство? Да ему место в психушке! Вот что я хочу спросить... Дорогие гневающиеся! Коллеги из числа художников и все прочие. А что вы так сердитесь-то? Ну если он мудак, то зачем на него внимание обращать? Пусть делает что хочет, вас же это не касается! Вы-то все благоразумные, как буратино! А гневаетесь вы вот почему. Потому что вас тоже за яйца приколотили к нелепым обязанностям, к повседневному обману и лицемерию. А художников приколотили за яйца к лживому искусству, к галерейному бизнесу, к ярмаркам попсы и бессмысленному процессу однообразных трудноразличимых выставок, на которых они якобы свое искреннее, только их тонкой душе присущее искусство выставляют, а на самом деле - однообразные резиновые стереотипы и симулякры. И когда находится человек, который в совершенно идиотской форме вам об этом сообщает (потому что по-другому вы не услышите) - гнев ваш бесконечен. Но вы его и теперь не услышите и не поймете. И раньше никогда не слышали. Неважно, был ли это Диоген, мастурбирующий на агоре, юродивый Васька Блаженный, который царя дразнил, или этот мудак с гвоздем в яйцах. Ну конечно же мудак, а кто же? Слово "мудак" от мудей и происходит. А вы все профессионалы высокого класса, умные, честные, высокоморальные и адекватные. И гнев ваш справедлив!
Роман Волобуев
Роман Волобуев, кинокритик
Традиционная, часто справедливая, претензия не вовлеченных в процесс лиц к акционизму и прочему богомерзкому совриску: «Так и я могу». Акции с яйцами ее не предъявишь.
Михаил Угаров, художественный руководитель Театра.Doc
Общество очень болезненно отнеслось к порче яиц. Это самое дорогое и задушевное, что у нас есть! Прям яйца поджались и в животе холодок - и у ментов, и у кураторов-искусствоведов.

Искусствоведы нашли в этом "отчаянье" и "мазохизм", но не нашли "художественности". Боюсь узнать, что они понимают под этим словом.

Всеволод Чернозуб
Всеволод Чернозуб, политэмигрант
Акция ведь радикально интеллигентская. Она не правая, не левая, не вторичная, не самобытная. Она похожа на "предупредительную голодовку".

Ян Палах, образ поколения моих родителей, тут очевиден, но где Палах, а где Павленский? Один умер, другому грозит полмесяца за решеткой. С пораненной мошонкой.

Это вечная тяга себя убить в знак протеста - рабский, холопский жест. Манифестирующий принадлежность себя другому. Барину, царю, государству. Адекватный в тюрьме, где единственный объект - твоё тело, и совершенно ебанистический на воле.

Ты такой рисковый и готов пожертвовать жизнью за так - ну отдай ее подороже, устрой грандиозный кипеж, захвати высокий кабинет и призови к революции. В такой ситуации можно и убить себя, театрально, если хочется. Мисима всем пример.

Не готов - не позорься. Как позорятся 99% голодающих, идущих на попятную, как только становится хреново.

Потому что в итоге получается совсем другое высказывание. Образ Павленского очень прост: это интеллигент-художник-одиночка, прибивший яйца к брусчатке и отказавшийся от политической борьбы. Жалостливо укрытый ментом. Радикальный политактивист брусчатку выковыривает и пробивает ею дорогу своим идеям.

Елена Санникова. Кадр Граней-ТВ
Елена Санникова, правозащитник
Мне не интересна ни тема данного "художества", ни его обсуждение. Мне интереснее, чтобы больные лечились, а членовредителей вовремя останавливали. И в этой связи у меня вопрос.
Ведь для того чтобы раздеться донага и что-то там к чему-то прибить, нужно время. Так где же были в это время те вечные "дежурные" на Красной площади, которые мчатся бегом, как только кто-нибудь достает из-за пазухи плакат, и спешно вырывают этот самый плакат из рук?
Почему плакат для них - это повод мигом заметить и примчаться, а раздевание человека донага в холодный дождливый день - не повод? И почему вырвать из рук плакат - это для них важно, а остановить вовремя членовредителя - не важно?
Ксения Сахарнова, режиссер-документалист, автор фильма "5 минут свободы"
Для меня все смыслы улетучиваются, когда я это вижу. Только ужас и боль за этого парня. В следующий раз он может зайти слишком далеко и никакая скорая ему уже не поможет. Но судя и по другим его акциям, он просто не видит иной формы протеста в современном искусстве, кроме самоистязания. Ни гребаная полиция, ни что-либо другое таких жертв не заслуживают.

Не могу я отбросить эту форму, ну слишком дико, это уже один шаг до отсечения себе конечностей и самосожжения. И это уже не искусство, а трагедия. Так и хочется закричать - современное искусство, остановись! Ян Палах тоже умер не напрасно, но его смерть не была перформансом... Это страшно, это прогрессирующая болезнь. Я понимаю и осознаю его отчаяние, но это апатичное общество не заслуживает такого. Не поднять его вот так...

11.11.2013


новость Новости по теме