статья Очень одинокий президент

Илья Мильштейн, 02.12.2003
Путину одиноко. Фото с сайта image.pathfinder.com/time/

Путину одиноко. Фото с сайта image.pathfinder.com/time/

Отечественная политология обогатилась новым крупным произведением прогностического жанра. В только что вышедшем докладе гендиректора Совета по национальной стратегии Станислава Белковского описываются русская зима и ее последствия для высшего политического класса. Говоря попроще, в стране опять назревает государственный переворот. Олигархи снова собираются свергать Путина.

В беглом пересказе, который никак не может отразить весь масштаб конспирологических видений, будущее наше выглядит так. Где-то ближе к февралю, незадолго до президентских выборов, злые силы учиняют в регионах острый энергетический кризис. В продажных СМИ, подконтрольных недобитым олигархам, публикуется серия статей, в которых вся вина возлагается на Путина. Затем спецпропагандисты вербуют в провинции десятки тысяч недовольных и привозят их в Москву, где они (вместе с тысячами неких нацменов из столицы и ближнего Подмосковья) начинают возле Кремля бессрочный митинг с требованием отставки ВВП. К подкупленной прессе и продажному народу присоединяются коррумпированные политики: как водится, из СПС, "Яблока" и коммунистов. Милиция, спецназ ФСБ и даже армия не в силах противостоять чуть не миллионной толпе, а гостелеканалы, видя такое, умывают руки, подавая согражданам неожиданно правдивую, взвешенную информацию. И тут наступает решительный момент. Сюжет обретает финальную международную динамику.

В общем, Путину звонит Колин Пауэлл. Шеварднадзе он звонил после отставки, а с Кремлем связывается заранее, чтобы союзнику по контртеррористической коалиции сразу все стало ясно. "Ну что, Володя, - наверное, говорит он, - пора отдохнуть, ты много поработал. А самое главное: давай-ка мы с тобой избежим кровопролития". Гуманный Володя покидает Кремль, и тут ликующая толпа устремляется в СИЗО # 4, освобождает Ходорковского и провозглашает его императором всея Руси. Таким печальным образом завершается благородная попытка второго президента РФ навести порядок в стране. К власти возвращаются богатеи, что, по скрупулезным подсчетам автора, обходится им в плевую сумму – $106 млн. И над Родиной нашей повисает олигархическая тьма.

Что тут сказать? Политическая жизнь у нас давно уже напоминает концерт в сумасшедшем доме по заявкам душевнобольных гебистов. В предвыборные дни активны многие, от Жириновского до Рогозина, но до профессионалов сцены вроде г-на Белковского им, конечно, далеко. Это артист штучный. А с тех пор как Павловский пошел по миру, проиграв лимон долларов банкиру Пугачеву, только Белковский и остался. Разве что еще Дискин есть, но он пишет в соавторстве с автором свежего доклада и практически от него неотличим. К тому же нашумевшие "версии" Павловского в свое время кончались ерундой, чего о карнавальных провокациях Белковского никак не скажешь. Эти всегда кончаются как надо.

Старая поганка под названием "Одиночество Путина", которая тоже повествовала о заговоре олигархов и тоже выглядела как бред с проблесками хорошо проплаченной заказухи, завершилась арестом Ходорковского и строгим возгласом гаранта: "Истерику прекратить!" Самоновейший доклад называется "Одиночество Путина–2", являя собой продолжение сериала. Так что последствий вроде бы следует ожидать схожих, ибо стиль и заказ вырисовываются одни и те же.

В чем смысл обоих "Одиночеств"? Напугать Путина. Чем напугать? Оппозиции в стране нет, олигархов по сути тоже: все выстроены и от преданности уже изнемогают. Остается русско-московский бунт, бессмысленный и беспощадный, провинциальная Вандея, а поскольку воображение слабенькое, то ее срисовывают с тифлисской картинки. Кто пугает? Да, вероятно, те господа, которых принято разглядывать за неширокими спинами свежеиспеченных пиарщиков. Пресловутые siloviki, как их называют в простодушной западной прессе, чья цель – зачистить и переделить природные недра, которые должны принадлежать народу, то есть им. Кого ж на сей раз собираются зачистить?

Ключевое слово – энергетика. Говоря по-русски, Чубайс, чья предвыборная политическая активность и невосторженное с недавних пор отношение к действующему президенту вызывает в Кремле и в патриотической тусовке уже злобу нешуточную. Особенно после того как Анатолий Борисович назвал "Родину" партией Генпрокуратуры. Мы тоже знаем эту партию, чья идеология исчерпывается призывом посадить главу РАО ЕЭС, а связь со спецслужбами и национал-социалистические убеждения диагностируются без стетоскопа. Наконец, пророческий дар немолодого юноши с нетитульной внешностью по фамилии Белковский ни малейших сомнений не вызывает. Ибо свои жемчужные зерна он ищет и находит в том же корыте, что и вышепоименованные партайгеноссен, оттуда же черпает и прогнозы. В его многознании много печали. Для тех, в кого он вперяет свой конспирологический взор.

Так что про февраль не надо. Посадят ли Чубайса накануне выборов, тех или иных, – вот в чем вопрос. Обнаглел ли новый политический класс до такой степени, что уже может позволить себе и Чубайса, или сей доклад все же пробный шар? На фоне заметного ухудшения отношений и с Европой, и с Америкой для власти соблазнительно ударить по фигуре статусной и знаковой, олицетворяющей демократию и реформы. Однако по той же причине излишняя наглость представляется опасной, поскольку последствия такого шага вряд ли сможет предугадать даже Белковский. Сказал же Чубайс Рогозину, что вслед за политзэками приходит пора доносчиков и шестерок, которые бурно приветствовали репрессии. У меня сложилось впечатление, что Рогозин его услышал.

Илья Мильштейн, 02.12.2003