статья Постыдно равнодушны

04.04.2016

85029

Крупнейшее в истории международное журналистское расследование в России не вызвало ажиотажа. Лейтмотив большинства комментариев: нас не удивишь украденными двумя миллиардами. Эксперты анализируют вялую реакцию российской публики, восхищаются работой журналистской команды и предупреждают о неизбежных последствиях для фигурантов "панамского досье".

Лев Рубинштейн
Лев Рубинштейн, поэт, публицист
Ну какие там еще офшоры да миллиарды? Особенно для российского обывателя, которого решили удивить тем, что начальство, видите ли, ворует. Ну надо же! Это все равно как упрекнуть человека, убившего пять человек, в том, что он еще и матерился при этом.
Михаил Соколов, журналист "Радио Свобода"
В 21 час 3 апреля публике сообщили, что "наше всё" - вор. Государь Всея Руси украл 2 миллиарда долларов. И это сенсационная новость? Ну, разве что для тех, кто смотрит путинский телевизор. К тому же мне кажется, что большинство из них позволило бы Путину украсть вместе с Крымом и 20 миллиардов.
Кирилл Рогов, независимый обозреватель
Это такой синдром высоко коррумпированных стран. Люди здесь одновременно убеждены, что 1) все воруют и воруют очень много, что 2) доказать ничего невозможно, а потому 3) и доказывать ничего не надо. В результате парадоксальным образом грань между преступлением и непреступлением для общества оказывается совершенно затерта. И парадоксальным образом в таких странах убежденность в тотальной коррумпированности уживается с исключительно низкой чувствительностью общества к проблеме коррупции. Возникает такое новое своеобразное равновесие, которое и позволяет высоко коррумпированному режиму сохраняться у власти в течение длительного времени.

Расследование консорциума мне кажется исключительно важным именно тем, что оно показывает: найти концы и расследовать возможно. И грань между предположением и преступлением существует.

Леонид Волков, политик
Итогом публикации ‪#‎panamapapers‬ станут:
В Исландии - отставки;
В Китае - расстрелы;
В Саудовской Аравии - тишина;
В Украине - скандал, взаимные обвинения, передел собственности, распад правящей коалиции и формирование новой, такой же;
В России - возбуждение нескольких дел против оппозиции и запрет чего-нибудь в интернете.
Аркадий Бабченко, журналист
Не, ну, друзья мои, вы совершенно не правы. Что это такое - "Всего-то? Два миллиарда в Панаме нашли - и это все? Не, мы с унылыми лицами спать пошли". Вы не правы. Это и вправду удивительное расследование. Ведь удивительно же - где остальные 298?
Данила Гальперович, журналист ("Голос Америки")
Шикарный коммент на происходящее увидел только что: "Всем сегодня стало стыдно за своего президента, но по совершенно разным причинам".
Владимир Варфоломеев. Фото с сайта "Эха Москвы"
Владимир Варфоломеев, зам. главного редактора "Эха Москвы"
Нас уже не впечатляют миллионы и миллиарды? Надо, мне кажется, не забывать простую вещь: президент или министры, незаконно добывшие даже пару тысяч, - преступники.
Иван Давыдов. Фото с сайта www.mediaatlas.ru
Иван Давыдов, зам. главного редактора The New Times
Даже любопытно, какой компромат нужен, чтобы русского человека смутить. - Ваши чиновники едят детей! - Интересно, это вкусно или нет?
Олег Кашин. Фото с сайта www.kommersant.ru
Олег Кашин, журналист
Равнодушие российской общественности - сегодня это самый надежный союзник Кремля во всех даже самых громких скандальных сюжетах от войны на Украины до убийства Немцова, и самый неразрешимый философский вопрос современного российского бытия - что должно стать известно, чтобы миллионы россиян схватились за головы и решили, что такой президент им больше не нужен. Пока этот вопрос остается неразрешимым, Кремль может чувствовать себя вполне уверенно.
Евгений Левкович, журналист, гражданский активист
Лично для меня в этом списке наиболее интересны имена Патрушева, Зубова, Геремеева и Турчака. Первые двое - высокопоставленные силовики. Имя третьего фигурирует в делах об убийстве Немцова и Ямадаева. Имя четвертого фигурирует в деле о покушении на убийство на Олега Кашина. Более того, панамские офшоры Патрушева и Геремеева оформляли одни и те же юристы.

Теперь понятно, почему убийство Немцова настолько демонстративно не расследуется. Ну, и вдвойне понятно, что главный фигурант расследования более чем в курсе всего. Это последнее имя в списке. Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Олег Козырев
Олег Козырев, сценарист, журналист
Теперь последний аргумент антиоппозиционеров пал. Аргумент "вы еще больше наворуете". Нет. Больше нынешних наворовать физически невозможно.
Женя Снежкина, журналист
Но вообще зло берет. Столько народу скоординировались, провели расследование, опубликовали одновременно, не наступив на хвосты друг другу, не передрались по дороге, опубликовали действительно важную информацию.

А русские такие: "да нуууу... два ярда... четакова..." все через губу. Как будто у самих звездочек на фюзеляже от носа до хвоста.

Я вот совершенно искренне рада за всю команду и желаю хорошего адреналина в ближайшие пару недель.

Евгения Альбац, главный редактор The New Times
...Ребята,это же счастье, такие документы, в них столько всего - не только по нашему заплесневелому углу - с 1973 года, по самым разным странам!!!! Б...ть, это же фантастика. Я читаю и - опять работать хочется, жить хочется, обалдеть, вот оно, журналистcкое счастье!
Павел Чиков, юрист (Международная группа АГОРА)
Что это за международная система противодействия легализации, FATF, Конвенция ООН и др., если они позволяют Росфинмониторингу блокировать счета российских блогеров, критикующих власть, и запрещать принимать пожертвования правозащитным организациям, но не позволяют отслеживать десятки миллиардов долларов, украденные и спрятанные действующими главами государств.

Похоже на заговор мировых элит против своих народов.

Альфред Кох. Фото из журнала ''Профиль''
Альфред Кох, предприниматель
...Теперь все эти офшорные дела замять не получится. Хочешь не хочешь, а объясняться придется. И будет расследование. И будут запросы. И нужно будет давать показания.

Отмолчаться не получится. Нужны хорошие адвокаты и сильные аргументы. Или можно махнуть на все это рукой - и прощай деньги на Западе, и прощай сам Запад.

Елена Панфилова. Фото Д.Борко/Грани.Ру
Елена Панфилова, Transparency International
Не надо обольщаться, это не про нас. Это вообще про всех. И сколько бы многоуважаемые "конспирологи" ни били в набат, что это "заговор-заговор-заговор", это не так. Досье пришло целиком, и в нем полномасштабный "Ноев ковчег" пользователей из больше чем полусотни юрисдикций. Да, мы там тоже есть. Среди прочих.

Раскрытая информация - это информация одной фирмы из одного офшора. Офшоров же в мире больше дюжины, и в каждом из них - сотни таких фирм. Так что миру показали лишь, скажем так, одну серию из всех сезонов "Войны престолов".

...Государства сами не справляются. А многие - и не хотят и не планируют справляться. Поэтому в центр борьбы выходят гражданские институты - расследовательские журналисты, центры исследования отмывания и коррупции и т.д. И они на ходу учатся работать сообща. Кстати, это и есть часть той самой "ценностной мировой революции", о которой я всем уже уши прожужжала. Вот так она, собственно, и выглядит в прикладном смысле.

Екатерина Шульман, политолог
Надо понимать, что это расследование было адресовано не российской аудитории, а западным странам: их избирателю, СМИ и элитам. Граждане РФ даже не главные герои разоблачений, их подлинный герой - всемирная сеть money laundering, коррупционный интернационал.

...Насколько причастность российских госслужащих к офшорным схемам доказана, я судить не могу: массив материала очень велик, для его ответственного анализа нужна соответствующая квалификация и компетенции. Но я вижу огромную многолетнюю работу большого сетевого коллектива авторов из нескольких десятков стран. Это поражает воображение. Именно за такими горизонтальными сетевыми структурами, а не вертикальными и не унифицированными, будущее. И на это расследование надо смотреть как на зарю новой эры. На наших глазах происходит формирование ценностей, институтов и практик той эпохи, в которой нам предстоит жить, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет. Надо быть очень ограниченным человеком, чтобы понять эту историю как попытку «сказать плохое про Путина».

04.04.2016


новость Новости по теме