статья Мало показалось

Мария Калужская, 05.11.2008
Дмитрий Медведев. Фото с официального сайта президента

Дмитрий Медведев. Фото с официального сайта президента

В своем послании стране Дмитрий Медведев призвал к расширению и углублению демократии, а в качестве первого шага на этом пути предложил увеличить срок президентских полномочий с четырех до шести лет. Читайте комментарии Юлии Латыниной, Владимира Прибыловского, Дмитрия Орешкина, Марины Литвинович и Ирины Ясиной.

Юлия Латынина, журналистка:

Если я правильно понимаю, увеличение президентского срока требует пересмотра Конституции и, соответственно, новых выборов в обозримом будущем. Предполагаю, что на этих выборах победит не Дмитрий Анатольевич Медведев. Не могу не заметить, что эта речь произнесена в разгар финансового кризиса, когда из страны утекает куча денег. Я не думаю, что предложение об увеличении президентского срока будет способствовать финансовой стабильности в стране.

Эта речь, которая, помимо всего прочего, обвиняет в США во всем плохом, что случилось во время финансового кризиса, произнесена в тот момент, когда акции российских предприятий стоят копейки. Вряд ли она приведет к тому, что ценность акций российских предприятий повысится. Стало быть, эта речь позволит российскому государству, тому самому, которым новый президент будет руководить шесть лет, скупить акции российских предприятий по дешевке. Я категорически против того, чтобы называть это государственным переворотом. Это государственный переворот одновременно с крупнейшей инсайдерской сделкой в истории человечества. Я аплодирую.

Владимир Прибыловский, президент информационно-аналитического центра "Панорама":

Я не исключаю, что это два президентских срока по шесть лет для президента Путина. Сам Медведев, возможно, своего президентского срока не досидит. Проведет эту реформу, после чего может спокойно сдать власть Путину. Сама речь напоминает винегретец с не вполне гармонирующими друг с другом компонентами. Там есть некоторые мелкие правильные политические предложения (но именно мелкие) в сторону демократизации, но предложение увеличить сроки - он все перевешивает.

Обещания (надеюсь, что твердые) не производить дальнейшего огосударствления экономики - здесь есть шанс, что это не просто слова, а некоторая позиция, потому что со словами Путина это вполне совпадает. Это попытка выдержать баланс между капитализмом и централизованным управлением экономикой. Много агрессивной риторики по адресу Соединенных Штатов, но в то же время и какие-то смягчающие слова.

Что же касается демократии, то начинали, как обычно, за здравие - "маленьким партиям надо дать право голоса", а закончили за упокой - барьер не отменим, а каждой маленькой партии дадим по одному-два места. Даже известно, как это решается в подобных случаях: в Мексике, пока там не было демократии, просто президент кидал оппозиционным партиям несколько парламентских мест со своего плеча. Во многих странах есть такая практика.

Дмитрий Орешкин, политолог:

В условиях кризиса Россия должна быть мобильной и властные приоритеты должны меняться быстрее в зависимости от меняющихся запросов общества. Это очень показательно - в США побеждает Обама под лозунгом "Мы хотим перемен", а в России говорят о стабилизации и по сути дела о консервации нынешних государственных институтов.

Теперь речь идет о том, чтобы продлить пребывание у власти той элитной группы, которая сейчас контролирует процесс, и сделать это на возможно более долгий срок вне зависимости от эффективности руководства. Методы контроля посредством выборов не действуют, население не может выразить свое отношение к этим людям на выборах, меж тем как они хотят сохранить власть и привилегии в бизнесе - не свои персонально, а своей властной группы.

Для меня ясно, что выбор сделан в пользу клановых, или классовых, или групповых интересов в ущерб интересам России, потому что в интересах России сейчас именно перемены. Мы втянулись в процесс глобальных изменений, и если будем отставать, превратимся в такой застойный застойник. Даже не застойник, а заказник.

Марина Литвинович, член федерального совета Объединенного гражданского фронта:

Мы в ОГФ выпустили заявление по поводу президентского послания. Основная мысль его в том, что после внесения поправок в Конституцию будут назначены и проведены новые выборы президента и, видимо, Думы. По всей видимости, Владимир Путин будет баллотироваться на этих выборах, победит, и таким образом закрепится путинский режим, который вот уже девять лет существует в России. Мы прогнозируем, что он будет закрепляться все дальше и дальше. Таким образом они решают проблему третьего срока, которую не удалось решить без внесения поправок в Конституцию. Сегодня стало очевидно, что Медведев - это временщик, который должен подержать кресло для Владимира Путина, а потом это кресло уступить.

Тут есть стремление отвлечь внимание общества от экономического кризиса, но, на наш взгляд, увеличение президентского срока только усугубит кризис, поскольку политические пертурбации, которые неизбежно возникнут, только усилят кризис.

Ирина Ясина, руководитель Клуба региональной журналистики:

Предложения Медведева по продлению срока полномочий президента - это застой, консервация режима. Эти ребята не поняли, что кругом кризис. И неизвестно, справится ли Обама. А может, им через год захочется соскочить? А они говорят: не, мы порулим. Это привычка к высоким ценам на нефть, к большому количеству денег в стране и в собственных карманах.

Почему именно шесть лет? Они объяснить не могут. Видимо, подгоняли под правильный ответ, под свой пенсионный возраст. Для изменения срока полномочий главы государства должны быть глубочайшие основания. Может быть, это действительно необходимо для какой-то великой цели? Так объясните нам, мы поймем. Но если вы не объясняете, мы начинаем высчитывать ваш пенсионный возраст.

Что касается правильных слов о демократии, то мы их уже столько слышали от Путина! Для меня важны не слова, а реальность. Реальность - это сегодняшняя просьба тюремщика Светы Бахминой, чтобы ее оставили в покое. Это не адвокат и не родственник говорит, а тюремщик!

Знаете, это как у гениального Жванецкого: "И когда над старинной университетской одеждой ты видишь лицо и голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает тебе поверить в ее латынь".

Мария Калужская, 05.11.2008


новость Новости по теме