новость За что мы проливали нашу кровь

Дело УНА-УНСО: свидетели не подтверждают участие Малофеева в войне
13.04.2016
Александр Малофеев. Кадр ГТРК "Грозный"

Александр Малофеев. Кадр ГТРК "Грозный"

На слушаниях по делу УНА-УНСО, продолжающихся в Верховном суде Чечни, были оглашены показания, которые ставят под сомнение участие гражданина Украины Александра Малофеева - ключевого свидетеля обвинения - в первой и второй чеченских войнах. Об этом сообщает "Кавказский узел" со ссылкой на Марину Дубровину, которая защищает обвиняемого Станислава Клыха.

Речь идет о показаниях бывшей жены Малофеева и его отчима, пояснила адвокат. Бывшая жена рассказала, что никогда не слышала, чтобы Малофеев где-либо воевал и получал огнестрельные ранения. Отчим ключевого свидетеля, в свою очередь, заявил, что рана, о которой сам Малофеев на следствии и суде говорил как о полученной на войне, в действительности была им получена при воровстве металла.

Кроме того, по ходатайству Докки Ицлаева, адвоката обвиняемого Николая Карпюка, еще двое свидетелей были допрошены по видеосвязи. Первым стал участковый из аннексированного Крыма, имевший дело с Малофеевым, когда тот жил на полуострове, что было задолго до захвата Крыма. По словам Дубровиной, силовик дал ключевому свидетелю обвинения "достаточно резкие характеристики", а также отметил, что на Украине Малофеев был дважды осужден.

Вторым допрошенным стал некий житель Новосибирской области, сообщивший, что примерно через два года после повторного приезда в Россию Малофеев был осужден за двойное убийство.

Слушания по делу продолжатся в четверг.

Обвинение Карпюка и Клыха строится по существу исключительно на показаниях Малофеева. При этом "Открытая Россия" раньше сообщала, не указывая своих источников, что этот свидетель, прежде чем заняться разбоями, действительно воевал в Чечне. Однако свидетельские показания, оглашенные в среду, заставляют отнестись к информации издания критически.

Выехав с Украины после отбытия сроков, Малофеев в Новосибирской области принял участие в разбойном нападении, в ходе которого были убиты две женщины. В 2009 году он был осужден за это к 23 годам строгого режима.

Свой срок, по некоторым данным, осужденный отбывал в Свердловской области. С конца 2013 года к Малофееву начали наведываться оперативники, а с марта 2014-го в деле стали появляться его показания на украинских политиков и активистов. При этом отмечалось, что если показания на украинских политиков Арсения Яценюка и Дмитрия Яроша присутствовали в деле с самого начала, то первые показания против Карпюка Малофеев дал лишь на другой день после того, как Карпюка задержали. Показания против Клыха в деле появились также лишь после задержания фигуранта.

Дело в отношении самого Малофеева выделили в отдельное производство. Он пошел на сделку с прокуратурой, и его дело рассматривалось в особом порядке. 29 сентября 2015 года Шатойский райсуд Чечни приговорил обвиняемого к 14 годам строгого режима, а с учетом частичного сложения с предыдущим приговором - к 24 с половиной годам. Тот полностью признал фабулу обвинения, заявив, что участвовал в обеих чеченских войнах.

Малофеев - героиновый наркоман. Он также страдает ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и двумя видами гепатита.

17 ноября 2015-го Малофеев дал показания в процессе Карпюка - Клыха. Он, в частности, охарактеризовал УНА-УНСО как "организацию националистического толка, направленную на уничтожение русской национальности".

31 декабря 1994 года, продолжил Малофеев, он находился со снайперской винтовкой в доме у грозненской площади Минутка. Украинским подразделением, участвовавшим в бою на этой площади, командовал, по его словам, Карпюк. Вечером того же дня, рассказал свидетель, ему позвонил активист УНА-УНСО Александр Музычко (Сашко Билый) и сообщил, что у президентского дворца окружили федералов и требуется помощь украинцев. В ту же ночь, по словам Малофеева, он у железнодорожного вокзала встретился с Карпюком, Музычко, Ярошем и Яценюком.

Среди прочего Малофеев также заявил, что у него самого с тех пор "осталась такая же идеология, она в крови".

Между тем, когда адвокат Ицлаев поинтересовался, почему свидетель решил дать показания лишь 20 лет спустя после описываемых им событий, тот ответил, что является религиозным человеком и, когда "начал читать, понял, что нужно рассказать об этом".

Адвокат Дубровина, в свою очередь, спросила, почему Малофеев не сразу начал упоминать в своих показаниях ее подзащитного. "Эти события были 20 лет назад, - ответил свидетель. - Поэтому чьи фамилии я вспоминаю, те и называю".

При этом, как следует из подготовленной позже справки правозащитного центра "Мемориал", показания Малофеева сфальсифицированы. В частности, площадь Минутка в последние дни 1994 года и первые 1995-го находилась в глубоком тылу чеченских войск и боев там не велось. С другой стороны, украинские добровольцы не могли, вопреки утверждению Малофеева, в феврале 1995 года пытать пленных федералов на Первомайской улице, потому что на тот момент эта часть города, напротив, находилась в глубоком тылу россиян.

Разбирательство по существу дела УНА-УНСО началось 26 октября 2015 года. Процесс ведет судья Вахит Исмаилов; дело слушается с участием присяжных. При этом сами подсудимые в заседаниях не участвуют: в разное время Исмаилов удалил их из зала на все время судебного следствия, до начала прений сторон.

Члену руководства УНА-УНСО Карпюку вменяется часть 1 статьи 209 УК РФ (организация банды), а киевскому преподавателю и журналисту Клыху - часть 2 этой же статьи (участие в банде). Кроме того, обоим инкриминированы пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (умышленное убийство двух или более лиц в связи с выполнением ими служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц; санкция до смертной казни) и часть 2 статьи 15 - пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР (покушение на это же преступление).

По утверждению обвинения, в декабре 1994 - январе 1995 года Карпюк, Клых и другие участники "банд" вели бои с российскими военными в Грозном на территории президентского дворца, а также на площади Минутка и железнодорожном вокзале. Карпюк, как заявляется, возглавлял "банду" под названием "Викинг", а Клых был ее членом. В ходе этих боев, по уверениям прокуратуры, они "лишили жизни не менее 30 военнослужащих и не менее 13 военнослужащим причинили ранения различной степени тяжести". Обоим подсудимым вменяется участие и во второй чеченской войне.

У Клыха в заключении в результате пыток и издевательств начались срывы. В ходе заседаний он неоднократно обнаруживал признаки психического расстройства. Дубровина добилась отправки своего доверителя на психэкспертизу, однако обследование признало его здоровым. При этом с середины февраля Клыху в грозненском СИЗО начали вынуждать к принятию неких неизвестных препаратов и уколам.

На прошлой неделе стало известно, что против Клыха открыто дело об оскорблении прокурора С. Юнусова. Когда Юнусов начал доказывать необходимость дальнейшего содержания подсудимых в СИЗО, Клых "не дал ему говорить, перебивая прокурора оскорблениями в его адрес".

13.04.2016


новость Новости по теме