статья Из Сибири со стулом

Виталий Портников, 15.11.2005
Сергей Собянин. Фото с сайта www.ng.ru

Сергей Собянин. Фото с сайта www.ng.ru

Жест, которым президент России Владимир Путин подзывал появиться из-за дверей зала заседаний новоназначенного главу своей администрации Сергея Собянина, войдет в анналы искусства политической телепостановки. В современной истории России все уже было - включая фразу Бориса Ельцина "не так сели", предвосхитившую премьерскую карьеру Сергея Степашина. Но чтобы глава администрации появлялся из ниоткуда, в буквальном смысле слова со своим стулом, неловко придвинутым к общему столу, - такого виртуозного режиссерского мастерства у нас еще не достигали. И выверенность этой мизансцены наводит на мысль о пустоте самих кадровых перестановок.

Можно долго ломать голову над тем, стало ли назначение Дмитрия Медведева повышением или понижением и будет ли бывший глава администрации новым премьером, а то и - как уже рубанул шашкой Дмитрий Рогозин - преемником Путина. Но правда в том, что за время пребывания в должности Медведев так и не стал вторым Волошиным, потратив основные усилия на противостояние с амбициозными коллегами. И его политическое выживание во многом зависит не от нового поста, а от того, удастся ли свежеиспеченному первому вице-премьеру сохранить за собой место председателя совета директоров "Газпрома". Если же это кресло "по должности" перейдет к Сергею Собянину - мы уже через несколько месяцев не узнаем бывшего тюменского губернатора и поймем истинный смысл путинской фразы насчет богатств России, прирастающих Сибирью.

Нет никакой особой сенсации и в назначении Сергея Иванова. Среди силовиков уже долгое время шла борьба за место "первого среди равных", и то, что это место занял именно Иванов, а не Патрушев или Нургалиев, - вопрос вкуса Владимира Путина, не более того. А уж насколько самому министру обороны удастся реализовать свои новые возможности, став неким промежуточным звеном между президентом и силовиками, - это уже следующий вопрос. Потому что не исключено, что титул вице-премьера станет для г-на Иванова всего лишь почетной приставкой к министерской должности - так случалось уже со многими. Но именно эта приставка - как, впрочем, и назначение Дмитрия Медведева - позволяет посмотреть в корень проблемы.

При формировании кабинета Михаила Фрадкова было решено, что у премьера будет один-единственный заместитель. То, что заместителей в результате оказалось три, в том числе один первый, демонстрирует возвращение к старой модели управления исполнительной властью. Благие намерения по сокращению кабинета приказали долго жить. И это, пожалуй, самое любопытное в происходящем. Как это нередко бывает в неэффективных бюрократических системах, сокращение привело к разрастанию. У премьера три зама, министры руководят суперведомствами, федеральные агентства превратились в министерства - и все это не работает! При этом никто не может объяснить, почему меняются подходы: раньше один вице-премьер был достижением, сейчас три - еще не предел. А объяснение, что глава администрации обязан своим назначением богатствам Сибири, сравнимо по красоте разве что его появлению со стулом.

Виталий Портников, 15.11.2005


новость Новости по теме