статья Открытый заказ

Борис Соколов, 15.09.2008
 	 Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Фильм итальянского журналиста Джульетто Кьезы и его французского коллеги Тьерри Мейсана "9/11. Расследование с нуля" в мире прошел практически незамеченным - авторы прямо жаловались на это в эфире Первого канала, намекая на происки американских спецслужб. Зато в России фильм показали на ТВ в самый что ни на есть прайм-тайм – в программе "Закрытый показ" в пятницу вечером, обеспечив ему многомиллионную аудиторию. Само по себе это доказывает, что по крайней мере в российском телеэфире холодная война уже в самом разгаре. Г-н Кьеза сетует, что "уровень демократии в мире очень низкий. И с каждым годом он становится все ниже и ниже". Вот и отправился итальянец в Россию за настоящей демократией.

Основной тезис Кьезы и Мейсана – теракты 11 сентября организовали сами же американцы, чтобы оправдать ограничение демократических свобод в Америке и последующее вторжение в Ирак, а также для того чтобы предотвратить кризис американской экономики. Почти все участники дискуссии с ними с готовностью согласились. Споры возникли только по поводу того, кто именно из американцев стоит за терактами. Одни настаивали, что это транснациональные корпорации и спецслужбы, вынашивающие империалистические замыслы, с участием отдельных, но не первых лиц из администрации – не президента и не государственного секретаря. Похоже на советские времена, когда во всех бедах в мире обвиняли американских империалистов, представленных анонимными монополиями и столь же анонимными высокими чинами из ЦРУ и Пентагона. Президентов и госсекретарей старались прямо не задевать – с ними предстояло вести переговоры. Вторая же версия заключалась в том, что к заговору 11 сентября непосредственно причастен президент Буш. Что ж, сказывается относительная свобода слова по сравнению с коммунистической эпохой, да к тому же все знают, что Буш дорабатывает в Белом Доме последние месяцы.

В качестве ведущего эксперта по обстоятельствам взрывов 11 сентября авторы фильма привлекли Дарио Фо, в титрах представленного нобелевским лауреатом. Российские зрители в подавляющем большинстве остаются в убеждении, что перед ними выдающийся ученый, со знанием дела рассуждающий о самолетах, взрывах и пожарах. На самом деле итальянский драматург Дарио Фо получил Нобелевскую премию по литературе 1997 года "за то, что он, наследуя средневековым шутам, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных". Наследником шутов он выступает перед нами и здесь.

В профессиональном отношении фильм сделан весьма примитивно. Он основан почти исключительно на "говорящих головах", причем высказываются только те свидетели и эксперты, которые критикуют официальную версию об организации терактов "Аль-Кайдой" во главе с бен Ладеном (некоторые из них выглядят людьми психически неуравновешенными). В том же ряду многократное гипнотизирующее повторение титров с авторскими тезисами. Свидетельства и доказательства сторонников официальной версии в фильме вообще никак не упоминаются. Это примерно то же самое, как если бы из материалов Нюрнбергского процесса мы взяли только свидетельства в пользу невиновности подсудимых и проигнорировали весь обширный массив доказательств их вины.

Интересно, что как авторы фильма, так и участники обсуждения, выступающие против американского глобализма и в защиту достоинства угнетенных народов, проявили нескрываемое презрение к этим народам. Лейтмотивом дискуссии звучало: "Разве могли эти 19 арабов совершить такое? Да они и самолетом управлять научиться не могут!" Правда, без ответа остается главный вопрос – кто же тогда был за штурвалами самолетов, обрушившихся на башни-близнецы. Неужели в фанатиков-шахидов превратились агенты ЦРУ из стопроцентных WASPов? Но тут на помощь Кьезе и Мейссану пришел отечественный исламист-конспиролог Гейдар Джемаль, предположивший, что самолетами управляли с земли некие умельцы-хакеры, изменившие программу автопилотов у самолетов-убийц. Опровергать этот бред никто не стал.

Авторы фильма и организаторы дискуссии стремились убедить зрителей, будто в мире равноправно конкурируют две виртуальные реальности – официальная и альтернативная версии событий 11 сентября. Свои аргументы, дескать, есть у сторонников обеих версий, и даже в вопросах, относящихся к сфере точных наук, у экспертов порой оказываются прямо противоположные мнения. Поэтому, мол, выбор между ними - это вопрос веры. Модератор дискуссии Александр Гордон вначале пытался играть в объективность и совместные поиски истины, но под конец откровенно признался, что уже давно пришел к твердому выводу, что за трагедией 11 сентября, равно как и за другими терактами на территории США, стоят американские правящие круги.

Сторонники официальной версии были подобраны в основном из послушных спарринг-партнеров, аргументы которых сводились к тому, что версия Кьезы и Мейсана не может быть истинной только потому, что это было бы непереносимо с моральной точки зрения: ведь получается, что руководители США ради политических выгод убивают собственных граждан. Но тут сразу выступили режиссер Владимир Хотиненко, политолог Виталий Третьяков и другие сторонники теории американского заговора, убеждавшие зрителей, что американским властям своих граждан убивать хоть тысячами, хоть миллионами - это раз плюнуть.

Г-н Третьяков выдвинул тезис о том, что ответ на вопрос, кому были выгодны теракты 11 сентября, ясно указывает на американское правительство. Большинство аудитории его с радостью поддержало. Но никто так и не уточнил, в чем же была американская выгода. Может быть, это необходимость в течение многих лет держать значительные контингенты американских войск в Ираке и Афганистане? Или высокие цены на нефть, не лучшим образом влияющие на американскую экономику? Если уж взяла охота разбираться в причинах трагедии по принципу "кому выгодно", логичнее было бы заметить, что для России начавшийся после 11 сентября рост цен на энергоносители обернулся золотым дождем нефтедолларов и возможностью продемонстрировать солидарность с США в борьбе с международным терроризмом, что на многие годы создало в мире иллюзию российско-американского партнерства. Но таких рассуждений мы не услышали.

Главным же аргументом в пользу версии Кьезы и Мейсана их сторонники выдвигают следующее обстоятельство. После 11 сентября 2001 года терактов в США больше не было. Значит, к этим терактам причастны американские спецслужбы, а террористы, исламские или иные, реальными возможностями осуществлять столь масштабные теракты на американской территории не располагают. Но, следуя этой абсурдной логике, придется прийти к следующим выводам. Раз после сентября 1999 года взрывов домов в Москве больше не было, значит, их организовали российские спецслужбы. Раз после "Норд-Оста" и Беслана новых захватов сотен заложников не было, значит, те теракты тоже были дело рук ФСБ.

В финале дискуссия плавно свернула к нынешнему российско-грузинскому конфликту. Недаром президент Медведев недавно заявил, что для России 8 августа (начало войны с Грузией) — почти как 11 сентября для США. Разумеется, зазвучали утверждения, что распространенное в западном мире представление об агрессии России против Грузии - это результат такой же пропаганды, как и в случае с официальной версией терактов 11 сентября, между тем как в действительности США с помощью Грузии хотят спровоцировать новую холодную войну, чтобы решить свои внутренние и внешние проблемы. Поэтому обсуждение закончилось истерическим призывом одного из авторов фильма к России – защитить мир от терзающих планету американских хищников. Нота под стать фальшивке.

Борис Соколов, 15.09.2008