статья Место смерти

Владимир Абаринов, 12.04.2010
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

И взор мой вперился в метельный туман,
Так сокол, в пустынную даль залетевший,
Застигнутый бурей, к земле не поспевший,
Глядит, как бушует под ним океан,
Не знает, где крылья на отдых он сложит,
И чует, что смерть отвратить он не может.


Адам Мицкевич. "Дзяды. Дорога в Россию".
Перевод Вильгельма Левика

Катастрофа, обезглавившая Польшу, еще долгие десятилетия будет предметом конспирологических теорий. С трагедиями подобного масштаба иначе и не бывает.

Список лидеров, погибших в авиакатастрофах, открывает премьер-министр Швеции Арвид Линдман, чей самолет потерпел аварию при взлете в декабре 1936 года, продолжают глава польского правительства в изгнании генерал Владислав Сикорский, самолет которого в 1943 упал в Средиземное море сразу после взлета из Гибралтара, генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд (1961), премьер-министр Югославии Джемал Биедич (1977), президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера (май 1981), влиятельнейший политик Панамы генерал Омар Торрихос (июль 1981), президент Мозамбика Самора Машел (1986), президент Пакистана генерал Зия-уль-Хак (1988), президент Македонии Борис Трайковский (2004)... В каждом из этих случаев есть почва для версий о заговоре. Ни одно из этих дел по-настоящему не закрыто. И чем больше проходит времени, тем все более хитроумными становятся версии.

В деле о гибели польской правительственной делегации не должно остаться никаких недомолвок и двусмысленностей – для России это дело чести. Коллега Дмитрий Шушарин считает необходимым независимое международное расследование. Не знаю, найдутся ли желающие проводить такое расследование. Пока не решен даже вопрос о допуске к расследованию польских следователей. Председатель госкомиссии Владимир Путин пообещал премьеру Дональду Туску лишь "предоставить имеющуюся информацию". И спешно вылетел в Смоленск, чтобы оказаться там раньше Туска. До него туда отправились (перечисляются в хронологическом порядке) председатель Следственного комитета при прокуратуре Александр Бастрыкин, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин, глава Росавиации Александр Нерадько...

Хронология смоленской катастрофы поразительна. По данным независимого агентства Aviation Safety Network, ТУ-154М с польской делегацией на борту потерял управление и рухнул наземь 10 апреля в 10:50 по местному (московскому) времени. BBC со ссылкой на МЧС РФ сообщила, что это произошло в 10:56. (Сайт самого МЧС в субботу и воскресенье был недоступен.) "Эхо Москвы" в своем 11-часовом выпуске новостей, еще не зная о несчастье, в 11:06 сообщило, что Лех Качиньский посетит Катынский мемориал.

В 11:37 первую информацию о катастрофе со ссылкой на источник в МЧС передало РИА "Новости", причем в сообщении не было ни информации о том, что это за самолет, ни данных о жертвах. В 11:42 то же агентство сообщило, что под Смоленском погибли 87 человек. А спустя две минуты в новой депеше РИАН было уже не только имя Качиньского, но и версия о том, что самолет "зацепился за деревья", - ее огласил в Варшаве пресс-секретарь польского МИДа Петр Пашковский. Откуда у него такая информация, понять трудно; всего вероятнее, от местной смоленской администрации.

В 11:59 на ленте РИАН появилось известие – со ссылкой на пресс-службу Кремля - о том, что Дмитрий Медведев проинформирован о случившемся. А в 12:05 на сайте президента России – что Медведев проинформирован и распорядился учредить госкомиссию по расследованию причин катастрофы во главе с Владимиром Путиным.

Таким образом, высшие должностные лица России проявили небывалую оперативность. Через час с минутами после катастрофы уже было принято решение о госкомиссии и ее председателе. Не менее стремительно продвигалось расследование.

В 12:44 РИАН опубликовало сообщение о том, что причиной катастрофы стала "ошибка экипажа во время посадочного маневра", но в чем она заключалась, "источник в силовых структурах Центрального федерального округа" не уточнил.

В 13:15 РИАН сообщает, что, по словам официального представителя прокуратуры Марины Гридневой, самолет Качиньского, "по предварительным данным", разбился, "зацепившись за верхушки деревьев при заходе на посадку в условиях плохой видимости из-за сильного тумана".

В 15:20 найден один из "черных ящиков".

Ровно через час появляется версия о том, что пилоты не послушались диспетчеров, которые из-за тумана направляли их на посадку в Москву или Минск (по другой версии – Минск или Витебск), и решили садиться все-таки на военном аэродроме Смоленск-Северный, где нет противотуманного навигационного оборудования. Эта информация исходила от пресс-секретаря губернатора Смоленской области Андрея Евсеенкова, причем РИАН опубликовало ее со ссылкой на "Газету выборчу".

Прошло еще около двух часов, и версию о непослушании экипажа президентского борта подтвердил первый заместитель начальника Главного штаба ВВС России генерал Алешин. "Это не противоречит практике, - утверждает Алешин. - Окончательное решение на принятие на посадку или на убытие на запасной аэродром принимает командир экипажа".

В 21:36 РИАН сообщило, что на совещании в оперативном штабе глава Минтранса Левитин сказал: "Мы нашли два самописца на месте, но ничего не трогали до приезда наших коллег (из Польши – уточняет агентство)".

Однако еще через четыре минуты поступили новые сведения: на том же совещании глава СКП Бастрыкин заявил: "Изъятая запись переговоров подтверждает, что самолет... пошел на посадку несмотря на рекомендации российской стороны". Сообщение о прибытии на место катастрофы польских экспертов поступило на ленту в 22:47.

11 апреля в 03:05 агентство REGNUM опубликовало интересное заявление главы Минтранса Левитина. "По мнению некоторых экспертов, - сказал он, - пилоты сами не решились бы приземляться в таких условиях. Вероятно, они могли пойти на нарушение инструкций из-за давления высокопоставленных пассажиров". Эту версию еще накануне, в 16:25, высказал обозреватель РИАН Дмитрий Бабич, фактически заявивший, что в катастрофе виноват порочный политический курс покойного президента: "Эта трагедия высвечивает одну из главных проблем в наших отношениях – гонор, игру политических амбиций. Требуя посадки именно в Смоленске, а не в Минске, польский президент, возможно, не хотел хоть в чем-то воспользоваться гостеприимством белорусского президента Александра Лукашенко, которого часто критиковал за недемократическое поведение и потакание "имперским амбициям" Москвы". При этом Бабич ссылается на "версию польских газетчиков", а именно все той же "Газеты выборчей", хотя в "Выборчей" нет речи о решении Качиньского и его давлении на пилотов.

Я не выдвигаю никаких версий. Этот ряд я выстроил исключительно для протокола, чтобы ничего потом не потерялось, а это случается даже с президентским и премьерским интернет-сайтами.

***

Кем был для Польши и мира Лех Качиньский, какую память по себе оставил?

Близнецами хорошо быть в детстве, когда окружающие умиляются сходством. Этой радости Ярослав и Лех Качиньские вкусили сполна, когда в 12 лет снялись в неуклюжей дидактической сказке с правильным классовым содержанием "Двое, укравшие луну". Пара белобрысых двойняшек-лодырей Яцек и Плацек всё изобретают способ жить в довольстве ничего не делая, но в конце концов становятся на путь исправления – обещают родителям стать, как и они, крестьянами. В реальности братья оказались куда менее правильными. В годы нацистской оккупации их отец Раймунд был членом вооруженного подполья – Армии Крайовой, мать Ядвига участвовала санитаркой в Варшавском восстании. С таким биографическим фоном дорога братьев лежала в диссиденты и бунтари.

Работа в запрещенном профсоюзе "Солидарность", тюрьма, возвращение к борьбе, крах мирового коммунизма, начавшийся с Польши, министр юстиции, мэр Варшавы, избрание президентом на правоконсервативной и антикоррупционной платформе, наконец, разрыв с Валенсой (с ним мало кто не разорвал из интеллигентов-советников первого призыва) – такой биографией можно гордиться, что бы ни тявкали сегодня моськи казенного агитпропа. Этим жалким борзописцам хочется напомнить истинно польский афоризм Станислава Ежи Леца: "Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут".

Тема двойничества, раздвоения вкупе с малым ростом и непрезентабельной наружностью стала для братьев сущим наказанием, источником бесконечных дежурных шуток – прежде всего над ними смеялись сами поляки, народ ироничный и саркастический. На вопрос, почему в период военного положения (декабрь 1981 – июль 1983) интернирован был лишь один из братьев, Лех, обычно отвечают, что органы, увидев в списке лиц, подлежащих аресту, две одинаковые фотографии, сочли это ошибкой; но это скорее всего анекдот. Говорят, главным стратегом, политическим мозгом пары был Ярослав, который на 45 минут старше Леха. Когда брат стал президентом, Ярослав долго отказывался от назначения премьером, прекрасно понимая, что его согласие сделает братьев мишенью для насмешек. В конце концов согласился, объяснив, что любое другое решение было бы хуже.

В европейской прессе тотчас начался "антикачиньский" фестиваль. Гомофобы, ультранационалисты, воплощение нетерпимости к чужому мнению, безответственные интриганы, готовые ввязаться в склоку с соседями, Россией и Германией, по любому поводу, – такими характеристиками наградила братьев, к примеру, лондонская Times. Сервильная российская пресса изображала Качиньских отъявленными "русофобами". New York Times в своем некрологе пишет, что Лех Качиньский был enfant terrible Европейского Союза: он выступал против ратификации Лиссабонского договора, полагая его чересчур либеральным, и постоянно беспокоил европейцев напоминаниями о российской угрозе.

Когда летом 2006 года берлинская газета Die Tageszeitung опубликовала статью о братьях под сатирическим заголовком "Молодая польская картошка", который эксплуатировал внешность президента и премьера, Лех Качиньский потребовал извинений и отказался приехать в Веймар на трехсторонний саммит с Ангелой Меркель и Жаком Шираком. Тогдашний министр иностранных дел Польши Анна Фотыга сравнила стиль нападок на братьев Качиньских в левой немецкой прессе с развязным антисемитизмом рупора нацистской пропаганды газеты Der Stürmer.

Лех Качиньский, избранный под лозунгом "моральное обновление", не мог в видах политической выгоды перешагнуть через свою католическую веру. В бытность мэром Варшавы он дважды, в 2004 и 2005, запрещал шествие геев Parada Równości, за что Cтрасбургский суд признал его виновным в нарушении статьи 11 Европейской конвенции по правам человека - права на свободу собраний.

Слишком рьяно взялся за чистку госаппарата от бывших коммунистов, чем нажил себе множество новых врагов. Обвинял оппозицию – прямо как нынешние российские власти – в том, что она состоит на жалованье у немецких спецслужб.

В нем были старомодность и провинциализм мышления, свойственный, впрочем, многим восточноевропейским политикам. Но была в нем и немодная нынче принципиальность. В годы его президентства Варшава стала ближайшим союзником Киева и Тбилиси, сделала стратегический выбор в пользу размещения на своей территории элементов американской ПРО. Сегодня в Польше многие обвиняют премьера Туска и министра иностранных дел Радослава Сикорского в том, что они чуть ли не нарочно затянули переговоры с Вашингтоном, выторговывая все более выгодные условия, а поезд тем временем ушел – администрация Обамы под давлением Москвы дала задний ход планам развертывания систем ПРО.

Есть зловещая ирония судьбы в сообщении "Ярослав Качиньский опознал останки своего брата-близнеца". Нам не дано осознать, в какую бездну заглянул он, увидев почти собственный изуродованный труп. Звезда Леха Качиньского клонилась к закату. На выборах, которые должны были состояться в октябре, он вполне мог проиграть и сойти с политической сцены. Катастрофа под Смоленском ускорила политическую трансформацию страны, полностью изменила расклад сил. Дональд Туск и Бронислав Коморовский, вступивший согласно Конституции в должность президента, - политические оппоненты покойника, председатель и вице-председатель центристской партии "Гражданская платформа". Коморовский уже зарегистрировался кандидатом на президентских выборах. Теперь у него нет конкурентов, а выборы состоятся досрочно. К власти в Польше приходят - и, судя по всему, надолго – умеренные, прагматичные политики, не склонные "дразнить гусей" в лице России и ЕС, готовые плыть по течению в общеевропейском либеральном русле. Берлин и Москва избавились от постоянной головной боли. В одном из комментариев на смерть Качиньского говорится, что теперь в мире некому, кроме балтийских лидеров, протестовать против новой войны России с Грузией.

О символизме гибели политического руководства Польши в день круглой годовщины катынских расстрелов говорить бессмысленно – у Провидения своя, непостижимая нам логика. Но как представишь, что Катынь-2 может стать таким же проклятием двусторонних отношений, что и Катынь-1, что десятилетия спустя родственники погибших будут требовать от России правды... Невозможно! Этот замкнутый круг необходимо разорвать немедля.

Владимир Абаринов, 12.04.2010


в блоге Блоги

новость Новости по теме