статья Алая роза - эмблема убийства

Владимир Абаринов, 15.11.2002
Кристин Россум. Фото с сайта www.signonsandiego.com

Кристин Россум. Фото с сайта www.signonsandiego.com

В Сан-Диего, Калифорния, завершился суд по делу Кристин Россум, привлекший внимание общенациональной американской прессы. 26-летняя Россум, токсиколог управления главного судмедэксперта (коронера) округа Сан-Диего, обвинялась в убийстве своего мужа.

По версии прокуроров, покойный Грег де Виллерс шантажировал жену оглаской ее внебрачной связи и пагубного пристрастия к метамфетамину. Он требовал, чтобы она уволилась из учреждения, где работал и ее любовник Майкл Робертсон. Грег де Виллерс, которому в этом месяце исполнилось бы 29 лет, умер два года назад, 6 ноября 2000 года. Его бездыханный труп был найден на семейном ложе. Никакой предсмертной записки при теле не обнаружено, но рядом с ним стояла подвенечная фотография счастливых супругов, а постель и тело были усыпаны лепестками алой розы. Прокуроры считают, что Россум отравила мужа, используя свои профессиональные знания и навыки. Яд для убийства она якобы похитила из лаборатории, в которой работала. При этом она вступила в сговор с Робертсоном, против которого, однако, обвинения не выдвигались. Незадолго до ареста своей любовницы он уехал из США к себе на родину – в Австралию.

Защита, в свою очередь, доказывала, что связь Россум и Робертсона не составляла секрета для их друзей и коллег, а потому и не могла стать предметом шантажа. Грег де Виллерс, утверждали адвокаты, был не убит, а покончил самоубийством, поскольку Кристин собиралась уйти от него к Робертсону. Адвокаты заявили, что предварительное следствие было проведено небрежно, в материалах дела отсутствуют важные улики, в частности, химический анализ содержимого двух чашек, стоявших в спальне рядом с трупом. У Россум, объясняли адвокаты присяжным, просто не было мотива убивать мужа.

Кристин Россум. Фото с сайта www.signonsandiego.com Много копий было сломано по поводу алой розы. Как установило следствие, в день смерти мужа Кристин Россум купила розу в ближайшей цветочной лавке, однако оставшийся в магазине чек не позволяет установить цвет розы. Россум утверждала, что купленный ею цветок был желтым, а лепестки на трупе относятся к букету, который подарил ей муж на день рождения 11 днями раньше. Прокуроры, в свою очередь, представили свидетелей, которые показали, что лепестки были свежими. Убив мужа, Россум, заявило обвинение, воспроизвела сцену из своего любимого фильма "Красота по-американски".

Прокуроры убеждали присяжных в том, что обвиняемая воспользовалась для своего коварного замысла тем, что они назвали "идеальным ядом" – фентанилом. Идеален он потому, что не имеет цвета и запаха – его легко подмешать в любой напиток. В американской врачебной практике фентанил применяется в качестве болеутоляющего средства, прежде всего онкологии. Эксперты, давшие показания суду, отмечали, что фентанил действует в 80 раз сильнее, чем морфин, и имеет опасные побочные эффекты, поэтому с его дозировкой следует проявлять особую осторожность. Де Виллерс, занимавшийся биотехнологиями, не имел у себя на службе доступа к фентанилу. В то же время в лаборатории, где работали Россум и Робертсон, проверка установила факт пропажи большой дозы фентанила. Защита, однако, доказала, что в офисе коронера к фентанилу имели доступ и другие сотрудники лаборатории, правила хранения ядовитых веществ нарушались.

Прокуроры считают, что Россум применила фентанил в сочетании с двумя другими веществами, одно из которых, клоназепам, известно как date-rape drug: оно используется насильниками для погружения жертвы в беспомощное состояние.

Во время процесса Кристин Россум оставалась на свободе под залог в 1,25 миллиона долларов. На одном из последних судебных слушаний она дала показания в качестве свидетеля защиты, что довольно необычно для американской судебной практики – как правило, обвиняемый на суде молчит, дабы не попасть под перекрестный допрос и не поломать неосторожными репликами тщательно выстроенную адвокатами версию. Так и вышло: прокурорам удалось поймать ее на лжи, хоть и не имеющей прямого отношения к обстоятельствам смерти де Виллерса, но ставящей под сомнение все ее прочие показания.

Жюри присяжных согласилось с доводами обвинения. Кристин Россум признана виновной в убийстве. 12 декабря начнется заключительная фаза процесса – вынесение приговора. Обвинение уже заявило, что не будет требовать смертной казни. Бывшему токсикологу грозит пожизненное заключение без права на условно-досрочное освобождение.

Ни обвинение, ни защита не упоминали в своих аргументах применение фентанила российским спецназом при освобождении заложников в Москве. На этот пример ссылались лишь освещавшие процесс журналисты, комментировавшие отравляющие свойства вещества.

Владимир Абаринов, 15.11.2002