статья Капкан для двоих

Владимир Абаринов, 25.10.2002
Ли Малво и Джон Аллен Мухаммед. Фото АР

Ли Малво и Джон Аллен Мухаммед. Фото АР

Детали беспримерного расследования публика, возможно, никогда не узнает – спецслужбы неохотно раскрывают свои методы. Тем не менее уже сейчас ясно, что преступление раскрыто – если только мы не имеем дело с редким стечением обстоятельств – благодаря взаимодействию властей нескольких штатов и федеральных ведомств, высокому профессионализму участников операции и огромным ресурсам, мобилизованным на решение исключительно сложной задачи.

Ночь со вторника на среду была наполнена драматическими событиями, но главное произошло на придорожной автостоянке близ города Майерсвилл в штате Мэриленд, где проезжий автомобилист увидел только что объявленный в розыск седан Chevy Caprice 1990 года выпуска цвета "блу-бургунди". Убедившись, что машина имеет именно тот нью-джерсийский номерной знак, о котором сообщали телеканалы – NDA-21Z, водитель около часа ночи позвонил в полицию. На место немедленно прибыла группа SWAT (полицейский спецназ, сокращение от Special Weapons and Tactic Unit) и приступила к подготовке операции захвата. Дорожные патрули заблокировали с обоих концов участок автострады. В 3.19 утра спящие в машине Мухаммед и Малво были арестованы, не успев оказать ни малейшего сопротивления.

Официальные представители властей до сих пор никак не комментируют факт ареста. О том, что Джон Аллен Мухаммед объявлен в федеральный розыск, сообщил в полночь руководитель следственной бригады Чарльз Муз. Одновременно были опубликованы фотография Мухаммеда и описание его примет. К этому времени было ясно, что обыски в Такоме, штат Вашингтон, и Монтгомери, штат Алабама, имеют какое-то отношение к охоте на снайпера, но какое именно, оставалось загадкой. Еще больше Муз озадачил репортеров, когда заявил, что Мухаммед разыскивается не как подозреваемый, а как ключевой свидетель, а затем огласил новое послание киллеру. Текст этот, как выяснилось, содержал кодированный фрагмент – Грани.Ру предполагали, что тщательно составленные публичные обращения шефа полиции к преступнику имеют скрытый смысл, понятный только адресату. Так оно и было: по требованию снайпера Муз произносил условные фразы, но что они означали, пока остается лишь гадать.

Chevy Caprice полиция искала после убийства 72-летнего Паскаля Шарло 3 октября в Вашингтоне. Затем появилось сообщение, что обгоревший Chevy нашли в окрестностях города, и о машине забыли. Однако забыли, как оказалось, не все. 8 октября дорожный патруль в Балтиморе, Мэриленд, проверил документы у водителя, который спал в припаркованном Chevy. Водителем этим был Мухаммед. Никаких претензий к нему не нашлось, но полицейским показалось странным, что водительские права выданы в штате Вашингтон, а номера у машины нью-джерсийские, и они на всякий случай внесли сообщение о своей проверке в базу данных.

Нити, за которые осторожно тянули, распутывая узлы, сыщики, то и дело обрывались. Как всегда в таких случаях, "горячая линия" дала множество ложных наводок; звонили и люди, называвшие себя киллером. Но некоторые звонки вывели следствие на верный след. Одним из них был частный дом в Такоме. Сосед вспомнил, что в январе с территории дома каждый день доносились выстрелы, никогда не более трех; будучи военнослужащим, сосед определил звук как принадлежащий винтовке М-16. В такомском доме в это время квартировал Мухаммед. Агентам ФБР, обыскивавшим дом и лужайку в среду, удалось найти фрагменты пуль в траве и в пнях, которые использовались при стрельбе в качестве мишеней. Эксперты-баллистики установили идентичность оружия стрелявших в Такоме с оружием снайпера.

Еще один звонок на "горячую линию" поступил из города Монтгомери, штат Алабама, где в сентябре имело место вооруженное ограбление магазина алкогольных напитков, в результате которого один из продавцов был убит, а другой ранен. Группа Муза сразу вспомнила о телефонном звонке снайпера, который сказал, что его надо воспринимать серьезно – "спросите людей в Монтгомери". Тогда сыщики восприняли это как ссылку на округ Монтгомери в штате Мэриленд, где 2 и 3 октября прозвучали первые шесть выстрелов. Подняв дело об алабамском ограблении, они нашли среди улик отпечаток пальца. Отпечаток этот совпал с отпечатком, обнаруженном на одном из мест преступления снайпера. Сейчас уже известно, что он принадлежит Ли Малво. Говорят, что похож на него и портрет, составленный со слов очевидцев.

Снайпер, как известно, вымогал у властей 10 миллионов долларов в обмен на прекращение убийств. В одном из своих посланий он указал номер банковского счета на Ямайке, куда следует перевести деньги. Чарльз Муз заявил тогда, обращаясь к преступнику: "Мы изучили сформулированные вами варианты и пришли к выводу, что исполнить их электронным способом, как вы требуете, невозможно". Как видим, предположение "Граней", что речь идет о банковском переводе, оказалось верным. Тем временем номер счета привел сыщиков к уроженцу Ямайки Ли Малво.

Круг замкнулся. Криминальный дуэт был объявлен в розыск. Через три часа взяли обоих. В машине обнаружилась винтовка Bushmaster, стреляющая пулями того же калибра, что и винтовка снайпера. Если Мухаммед и Малво – те самые серийные киллеры, убийства теперь должны прекратиться.

Владимир Абаринов, 25.10.2002


новость Новости по теме