Также: Экономика | Персоны: Ярослав Скворцов

статья Банки подбивают бабки

Ярослав Скворцов, 24.04.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

"Давай, действуй..."

Нынешний съезд АРБ стал четырнадцатым по счету хотя от роду ассоциации всего 12 лет. Просто в прошлом, 2002-м, съездов была два: "обычный" XII и внеочередной XIII. Тогда неожиданно для многих в ассоциации произошла смена руководства: основателя АРБ Сергея Егорова решили поменять на его многолетнего заместителя Гарегина Тосуняна. Для чего и потребовалось собраться повторно.

Любопытно, что на последнем съезде г-на Егорова не было, что вызвало у делегатов недоумение: почему не позвали? давайте его заслушаем и т.д. На сей же раз Сергей Ефимович, ставший почетным председателем ассоциации, сидел в президиуме по левую руку от президента (место по правую руку исторически закреплено за председателем Банка России): едва ли ни впервые "старый" и "новый" банковские президенты выступали в тандеме.

Кажется, в роли "ассистента ведущего" Сергей Ефимович ощущал себя несколько неловко. Представляя доклад своего преемника, он заметил, что тема выступления сформулирована излишне "амбициозно": "Судьба российских банков – экономическая судьба России". "Давай, начинай действовать!" - напутствовал Сергей Егоров уже поднявшегося на трибуну Гарегина Тосуняна. "Спасибо!" - парировал новый президент АРБ.

"Отечество в опасности!"

На самом деле "действовать" Гарегин Тосунян начал давно: кое-что за истекшие десять месяцев получилось, кое-что сорвалось. Так, по оценкам самого докладчика, АРБ за это время "окрепла и преобразилась", отказавшись от принципов отстаивания интересов избранных в пользу борьбы за общее дело; установила "подлинно партнерские" отношения с Банком России. Отдельное спасибо в этой связи президент ассоциации сказал Сергею Игнатьеву и его первому заместителю Андрею Козлову, которые с членами АРБ встречаются постоянно и разговаривают подолгу. "Мы выступаем за то, чтобы ЦБ способствовал развитию банковской системы, где были бы банки не только с московской и питерской пропиской. И не только те, у кого капитал превышает 5 млн евро", - заявил Гарегин Тосунян, в очередной раз призвав ЦБ быть повнимательней к мелким региональным банкам.

Плавно "вырулив" на тему "Чего мы хотим от власти?", президент АРБ реанимировал лозунг "Социалистическое отечество в опасности!", предварительно удалив из него термин "социалистическое". Сравнив экономику страны с больным организмом, Гарегин Тосунян заявил: "Мы выполняем функцию кардиологов". Диагноз, поставленный доктором Тосуняном: "дистрофия", "финансовая обескровленность". (Заметим в скобках, что тема сдерживания развития банковской ситемы вообще и просчетов и упущений Банка России в частности, равно как и вопрос о возможности "нового системного финансового кризиса", сквозили в анкете, розданной делегатам съезда социологической службой "Барометр".)

Свое выступление (как и на прошлом внеочередном съезде) докладчик сопровождал демонстрацией всевозможных слайдов: "Смотрите, активы банковской системы России в 150—160 раз меньше активов банковской системы США!.. Отчисления в пресловутый Фонд обязательных резервов составляют у нас 7—10%, а в развитых странах – всего 2—3%..."

Ноутбук на трибуне и огромный экран сбоку от президиума – далеко не все нововведения президента Тосуняна. Впервые съезд проходил в течение двух дней: накануне делегаты провели конференцию, поработали в секциях "по интересам". Обсудив сепаратно вопросы обеспечения конкурентных условий, эффективности государственного регулирования банковской деятельности, проблемы кредитования экономики и перспективы трансграничных операций, банкиры сформулировали свои рекомендации, которые были закреплены в резолюции съезда. Получилось, надо признать, продуктивно.

О том же, что у руководства АРБ пока не получается, Гарегин Тосунян почти не обмолвился. Однако многим экспертам памятна его инициатива по объединению всех банковских ассоциаций страны под сенью АРБ. Это не удалось: Ассоциация региональных банков "Россия" - старый, можно сказать "пожизненный" конкурент АРБ - решила и далее идти своим путем. Более того: за последнее время она явно активизировалась, разработав, в частности, программу презентации российских банков за рубежом, которая должна пройти в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и Вене.

Видимо, провал той инициативы все еще не дает покоя нынешнему главе АРБ. Не случайно же он как бы между делом обмолвился, что "90 % живых банков" находятся именно в Ассоциации российских банков.

Двадцатка неблагонадежных

Не будет преувеличением сказать, что большинство делегатов и гостей съездов АРБ посещает эти мероприятия прежде всего ради выступления главы Банка России. В прошлом году, к слову, Сергей Игнатьев дебютировал на публике, выступая на XII съезде АРБ. Причем обстановка тогда для него была непростая: в президиуме он соседствовал с только что смещенным Виктором Геращенко, которому перед самым выступлением Игнатьева банкиры презентовали его портрет работы Александра Шилова. Зал рукоплескал экс-председателю ЦБ стоя. Согласитесь: преемнику Геращенко сохранить присутствие духа было нелегко. Но Сергей Игнатьев справился. Не менее достойно он выглядит и год спустя.

Вот основные моменты, затронутые в выступлении главного банкира страны.

Экономика страны идет в гору: рост ВВП составляет 4,3%, благодаря нефти у России значительное положительное сальдо торгового баланса, золотовалютные резервы выросли за год на $13 млрд. А еще Россия своевременно обслуживает свой внешний долг, "практически не прибегая" к новым внешним заимствованиям.

По итогам прошлого года инфляция в стране составила 15,1%. Это меньше, чем в 2001-м (18,6%), но больше, чем хотелось бы (ожидалось, что будет где-то 12—14%). Денежная масса выросла при этом на 32%, а рассчитывали, что на 28%. По словам г-на Игнатьева, Банк России решает сейчас две противоречивые задачи: с одной стороны, надо побороть инфляцию, с другой – не допустить резкого укрепления реального курса рубля. "Точный баланс нам найти пока не удалось", - признался председатель Банка России.

Отвечая на дружескую критику Гарегина Тосуняна, Сергей Игнатьев заметил, что нынешняя макроэкономическая ситуация не дает ЦБ возможности ни сократить требования по обязательному резервированию, ни увеличить объем рефинансирования банковской системы. Глава Центробанка пообещал сделать что-то в этом направлении, но не теперь. Для сдерживания инфляции и роста денежной массы хорошо было бы повысить нормы обязательного резервирования, но Банк России на это не пойдет, пообещал Сергей Игнатьев.

В то же время есть вопросы, в которых ЦБ либеральничать не намерен. Г-на Игнатьева беспокоит, в частности, практикуемые российскими банками искусственное раздувание капитала и занижение размеров прибыли с целью сокращения налогооблагаемой базы. Или еще вот такая цифра: по итогам 2002 года некоторые отечественные кредитные организации оплатили импорт маркетинговых услуг суммой, превышающей $5 млрд, в то время, как весь рынок такого рода услуг существенно меньше. "Речь идет примерно о двадцати банках", - многозначительно заметил председатель ЦБ. Имен он не назвал, но намекнул, что на Неглинной имена эти знают и сделают все необходимое для того, чтобы заниматься такого рода операциями банкам было невыгодно.

Впрочем, слова председателя ЦБ ужас у собравшихся не вызвали. В прошлом году Сергей Игнатьев и Андрей Козлов тоже пугали банкиров усилением банковского надзора и скорым отзывом лицензий у нескольких – опять же неназванных – банков. Однако угрозами все и закончилось.

Ярослав Скворцов, 24.04.2003