статья Соитие за умного

Лев Рубинштейн, 02.08.2013
Лев Рубинштейн. Фото Граней.Ру

Лев Рубинштейн. Фото Граней.Ру

Россия – наше отечество. Москва – столица нашей родины. Выборы столичного мэра – важнейшее политическое событие. Дуб – дерево. Впрочем, это из другого ряда. Хотя кто его знает.

В Москве скоро будут выбирать мэра. В Москве проходит избирательная кампания. Не совсем, конечно, обычная, но что у нас тут обычно? Что обычного, например, в том, что один из наиболее перспективных кандидатов только что осужден на пять лет неизвестно за что и временно отпущен на волю, чтобы, по замыслу отпустивших, придать этим самым выборам хоть сколько-нибудь респектабельный вид? Но у кандидата, похоже, задачи совсем другие. Он, похоже, не понял шутки и к выборам решил отнестись вполне серьезно, то есть так, будто они проходят в нормальной столице нормального государства.

И столь же необычно, что другой перспективный кандидат, чья перспективность обеспечивается не какими-то там его особыми деловыми или нравственными качествами, а чем-то куда более надежным, то есть медийной, финансовой и судебно-полицейской мощью огромного государства, не высказывает, мягко говоря, особого энтузиазма по поводу своего участия в предвыборных публичных дебатах, каковые являются одной из важнейших составляющих любого предвыборного процесса в большинстве обычных государств.

Молчание, как мы знаем, часто бывает семантически насыщено не в меньшей степени, чем высказывание. Молчание в ряде случаев и является высказыванием, и даже куда более красноречивым и внушительным, чем высказывание вербальное. Конструктивная и содержательная роль паузы в музыкальном, поэтическом, театральном искусстве известна очень хорошо.

Молчание – это всегда знак. Не обязательно знак согласия. Но и знак несогласия, и знак порицания, и знак особого волнения, и знак равнодушия, и знак чего угодно.

По поводу молчания и его смыслопорождающих возможностей существует множество народных и авторских афоризмов и прочих мудростей. "Молчание – золото", например.

Или "Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои". Не говоря уже о том, что "мысль изреченная есть ложь".

Или надежная мещанская мудрость "Молчи - за умного сойдешь". Кстати, использование молчания с целью сойти за умного необычайно распространено в среде как реально умных, так и совсем не умных мужчин и женщин. В некоторых случаях это срабатывает и вводит в заблуждение. Но далеко не всегда.

Наш молчаливый кандидат, в настоящее время исполняющий обязанности столичного мэра, как бы посылает сигнал, как бы дает понять: "Нечего тут языками молоть. Дело надо делать". При этом предполагается, что ту непременно "или-или". А "и–и" не бывает.

Во-первых, бывает. Во-вторых, так уж получилось, что предвыборная кампания - это такой особый жанр общественной и политической жизни, где главное дело - это как раз "молоть". Причем молоть как можно убедительнее, яснее, красноречивее. Умение "молоть" вовсе не исключает умения "делать". Более того, именно в гармонии или дисгармонии между "молоть" и "делать" и проявляется эффективность, да и просто пригодность политика.

Между прочим, не только цивилизованный политический процесс, но и многие другие области человеческой жизни мало представимы без, так сказать, вербальной составляющей. Любовь, например, если она обходится без слов, если она "корчится безъязыкая", уже вроде и никакая вовсе и не любовь, а всего лишь угрюмое соитие. Вроде как в старом анекдоте: "Вася, ты меня любишь? - «А я что, по-твоему, делаю?"

"А я что, по-вашему, делаю?" - загадочным своим молчанием взывает к избирателю молчаливый врио. Хотелось бы, между прочим, узнать, что именно.

Лев Рубинштейн, 02.08.2013


в блоге Блоги