статья А-ля карта

Лев Рубинштейн, 15.02.2011
Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Лев Рубинштейн. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Даже не знаю, верить или нет промелькнувшей в Интернете информации о том, что "Россия начала антияпонскую кампанию среди населения с проверки японских ресторанов и разоблачений вреда суши и роллов".

Поверить, конечно, можно, учитывая, во-первых, относительно недавние и вполне рифмующиеся с этим санитарно-боржомные сюжеты, а во-вторых, вспоминая слова зощенковского персонажа: "Я уже много лет присматриваюсь к нашей стране и знаю, чего боюсь". Все мы это знаем, присматриваясь к нашей стране еще дольше.

Но я предпочитаю не верить. Во-первых, потому, что разум уже отказывается вмещать такой неподъемный массив санитарно-державного идиотизма. Во-вторых - что самое главное, - суши и роллы, продаваемые теперь даже на колхозных рынках на равных с глубоко коренными солеными огурцами и не менее исконными семечками, давно уже присвоены народным сознанием как чисто русское национальное явление. Матрешка - краса и гордость самобытного духа - ведь тоже, прямо скажем, японского происхождения. Ну и что?

Нет, извините, суши наши. Наши суши. И Курилы наши. И пора об этом напомнить зарвавшимся самураям посредством размещения на проблемных островах разных грозных железяк и личного состава в необходимом объеме. Да и песню про трех танкистов самое время освежить в памяти, совсем было обленившейся за годы мирного времени.

Но это все ладно. Там же, где было рассказано про "проверки японских ресторанов", была упомянута и еще одна забавнейшая деталь. Цитирую дословно: "В Москве один из ресторанов японской кухни Ichiban Boshi опубликовал в меню карту Японии вместе с Курилами. "Мы всегда думали, что это погрешность печати", - оправдывался владелец ресторанов, распорядившийся исправить ситуацию и продолжающий принимать тысячи клиентов". Закончилось все, как мы видим, хорошо. Вовремя разоблаченная идеологическая диверсия, слава богу, не имела столь суровых последствий, какие она непременно бы имела в более строгие, но справедливые времена нашей славной истории. Можно сказать, хеппи-энд.

Мне вот что интересно: откуда у этих проверяльщиков такое пятерочное знание географии? Они что, действительно помнят точное количество островов Японского архипелага? Они что, и правда знают, где Курилы? Если так, то можно только восхититься не только завидной бдительностью, но и поистине безграничным кругозором работников надзирающих органов.

Да, географическая карта - вещь серьезная. Так ведь каждый начнет пририсовывать себе чужое - это что ж будет? Получается, что тот, кто нарисовал вредительское меню, взял да и отдал в одностороннем порядке часть исконной нашей территории постороннему государству и, если бы не был вовремя схвачен за руку, еще неизвестно, что бы из этого вышло.

Тут, вообще-то говоря, есть о чем еще вспомнить. Можно вспомнить, например, о том, что на гербе Армении нарисована гора Арарат, которая, строго говоря, расположена на территории Турции. На флагах многих мусульманских государств изображена Луна, которая вроде бы им не очень-то принадлежит. На гербе СССР был и вовсе весь земной шар целиком и полностью. А на флаге все той же Японии - и вообще солнце, хотя всего лишь восходящее.

А еще мне вспомнился мимолетный сюжет, не слишком-то судьбоносный, но вполне симптоматичный в контексте упомянутого ресторанно-картографического казуса. В середине 90-х годов мы с приятелем шли по одной из берлинских улиц в рассуждении, чего бы покушать. Приглянувшийся нам итальянский ресторанчик был по случаю пятницы забит под завязку. В китайском пахло чем-то пережаренным. Наше внимание привлек ресторан, позиционирующий себя как курдский. Это нас заинтриговало. Мы остановились у окна, в котором было вывешено меню. Помимо всех прочих, ничего нам не говоривших наименований там числился плов ("пилаф"). Плова мы насчитали то ли пятнадцать, то ли семнадцать разновидностей. Это нам показалось любопытным. И мы уже собрались было войти и сесть, но тут я обратил внимание на географическую карту, висевшую чуть в сторонке от меню. Если верить надписи сверху, это была карта Великого Курдистана. Великий Курдистан на юг распространялся примерно до Красного моря, а на севере граничил чуть ли не с Литвой. Про Восток и Запад я уж и не говорю. И это уж точно не была "погрешность печати".

Некоторое время, с интересом взирая на эту Швамбранию, где было много лесов, полей и рек, мы с приятелем порассуждали насчет того, насколько склонность к геополитическим галлюцинациям совместима со способностью к кулинарии. В свете "Великого Курдистана" мы уже и изобилие разных пловов в меню были склонны рассматривать как проявление все той же болезненной гигантомании. О том, как отсутствие качества компенсируется количеством, мы с моим другом знали не понаслышке. И безо всякого "Великого Курдистана".

Заглянув же внутрь, мы убедились в том, что в своих смутных подозрениях мы не одиноки: ресторан был оглушительно пуст. Там не было ни одной живой души. Даже представителей санитарных властей там не было.

Лев Рубинштейн, 15.02.2011