статья Воздушная тревога

Лев Рубинштейн, 09.04.2008
Лев Рубинштейн. Фото Д.Борко/Грани.ру

Лев Рубинштейн. Фото Д.Борко/Грани.ру

Скажу честно, хотя стыдиться особенно нечего: я очень боюсь летать на самолетах, несмотря на то, что делаю это довольно часто. Ну не научился я не бояться, не получилось до сих пор. Боюсь всякий раз. Боюсь и летаю. Летаю и боюсь.

Но все это мое поднебесное малодушие можно считать безрассудной отвагой по сравнению с чувствами, испытываемыми во время полетов одним моим добрым знакомым.

Как-то раз мы летели вместе. На протяжении всего полета он сидел в кресле, глядя перед собой ничего не видящим взглядом и не откликаясь ни на какие попытки завести хоть какой-то разговор. Молился? Не знаю. Может, молился, а может, и нет, но в любом случае был крайне некоммуникабелен. Поняв, что непринужденной дорожной беседы не будет, я воткнул в уши наушники и стал слушать музыку.

В какой-то момент спутник, не оборачиваясь в мою сторону и продолжая вглядываться во что-то видимое ему лишь одному, спросил:
- Ты что слушаешь?
- Моцарт. "Реквием", - с преступной, как выяснилось, беспечностью ответил я.
- Выключи немедленно! Ты что вообще! - заорал он на весь самолет.

Я выключил и завел другое. Через какое-то время он снова поинтересовался:
- А теперь что?
- Утесов, - говорю. - Это можно?
- Это можно. Дай мне тоже послушать.

Я услужливо воткнул в его ухо одну из пупочек своего наушника, и в ту же минуту мы оба услышали: "Мы летим, ковыляя во мгле. Мы летим на последнем крыле. Бак пробит, хвост горит, и машина летит на честном слове и на одном крыле".

- Смерти ты моей хочешь, что ли?! - завопил мой попутчик, да так, что полсамолета обернулось в нашу сторону.

Впрочем, уже хотя бы потому, что я пишу эти строки, а вы их читаете, можно заключить, что мы все же долетели.

Этот мой знакомый, конечно, особый случай, но и я не из последних в этом смысле. Впрочем, едва ли не пуще самих полетов, взлетов и посадок я боюсь всяких сопутствующих обстоятельств – боюсь опоздать в аэропорт или забыть дома билет, боюсь перепутать время или не туда приехать, боюсь влезть не в тот самолет и улететь не в ту сторону. Это называется транспортный невроз, я знаю.

Относительно недавно, в конце прошлого года, мне от души потрепала нервы доблестная авиакомпания Finnair, с которой я связал свои надежды попасть в установленный срок в город Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

Лететь пришлось двумя рейсами – из Москвы до Хельсинки, а оттуда уже собственно в Нью-Йорк. До Хельсинки я долетел, что называется, мухой, даже не заметил как. Прилетел, побегал по аэропорту, нашел следующий самолет, сел в него. Сижу, жду, смотрю на часы. Время трогаться. Не трогается. Пять минут не трогается, десять, двадцать. Тронулся, наконец.

Тронувшись, он мучительно долго, в полном соответствии с фольклорными представлениями о взрывном финском темпераменте, ползал по взлетному полю. Если бы я не был уверен в том, что для того, чтобы достичь Нью-Йорка, требуется пересечь океан, я бы решил, что пилот из соображений экономии горючего собрался доехать до аэропорта Кеннеди по земле. Причем со скоростью неторопливого пешехода.

Но нет, не собрался, потому что, поездив-поездив по разнообразным дорожкам с издевательски подмигивающими лампочками по бокам, самолет встал как вкопанный. Тут голосом пилота заговорила радиотрансляция. Сначала было сказано что-то по-английски. Я и без того с английским языком нахожусь не в самых, мягко говоря, близких отношениях, но жуткий акцент говорившего похоронил мои последние надежды на осознание текущего момента. "Мне кажется, что если бы он сказал что-нибудь по-фински, мне было бы понятнее", - успел подумать я, и в этот же момент он действительно заговорил по-фински. И мне действительно стало кое-что понятно. Хотя то, что стало мне понятно, никаким образом не объясняло, почему же мы все-таки никуда не летим.

Начал он примерно так: "Пайка сайки на койкоместо. Тесто из какки и коитус в кой-то векки". "Ну при чем тут это? - думал я, внимая интересной, но крайне бесполезной в данном случае информации. - А взлетать-то кто будет, Пушкин?"

В какой-то момент в неспешном речевом потоке пилота возникло слово "тэкника", и я как-то сразу понял, что сейчас начнут что-нибудь чинить. При слове "тэкника" все прочие пассажиры почему-то окончательно успокоились и даже заулыбались, достали свои финские газеты и принялись синхронно ими шелестеть. А по гулким наружным звукам, напоминавшим удары кувалды, я окончательно понял, что да – "тэкника".

Покуда снаружи кто-то яростно дубасил по самолету, внутри стали разносить еду. "Ага, - смекнул я, - вот вам и пайка сайки. Тесто из какки". Съел я не без объяснимой нервозности свою пайку, запил минералкой, а самолет все стоял и стоял, а пассажиры с просветленными лицами все шуршали и шуршали своими газетами.

В какой-то момент "тэкнику" с помощью кувалды все-таки устранили. Я это понял по тому, что самолет нервно вздрогнул, слабо зашевелился, а голос в репродукторе вновь сообщил что-то про "коитус", но уже существенно бодрее.

Потом самолет снова неторопливо, - видимо, чтобы не терять лица, - поездил туда-сюда по бескрайним просторам международного аэропорта "Вантаа" и "в кой-то векки" все же поднялся в воздух.

Всю дорогу меня не покидали тревожные мысли о "тэкнике": вдруг она как-нибудь проявит себя и в воздухе. Но нет, обошлось, мы прилетели. Часа на три позже, но кто считает. Ура, как говорится.

С какой стати я вдруг заговорил на эту тему? А бог его знает почему. Темы, в общем-то, приходят и уходят без всякого спроса. А может быть, дело в том, что через пару дней мне снова предстоит полет? Может быть, и в этом дело. И даже скорее всего. О, господи...

Лев Рубинштейн, 09.04.2008